- Нажимай, ребята! - говорит Борис товарищам.
И ребята «нажимают». Майка на теле Леонида стала чёрной от пота; пот выступил и на лбу и на руках, покрытых загаром. Тюбетейка, едва прикрывающая кипу русых волос, сбилась на затылок.
Николай уверенно бросает в топку уголь, изредка посматривая на манометр. Морщинки над переносьем, где сходятся, почти срастаясь, широкие брови, стали глубокими.
Труд есть труд; успех легко не даётся...
Каждый из них прошёл, хоть, правда, и небольшой, но интересный путь. И Борис, который начал шесть лет назад работу в депо простым чернорабочим и которому доверили один из лучших локомотивов, и Леонид - ещё совсем юноша, окончивший железнодорожное училище и в два года ставший помощником машиниста, и Николай, бывший воин, а теперь кочегар... Их путь - это их труд...
Семичное, Минаевский разъезд, Ремонтное... Сходу, без остановок, идёт, спешит к Дону эшелон.
Выжженные суховеями степи лежат вокруг. Одинокий огонёк светится где-то вдали, видимо, в полевом стане. Поднялась луна, осветив всё вокруг бледным светом. Стали видны балки, невысокие желтеющие поля ярового - и снова степь, степь... Смотрит Борис Миронов на эту равнину и думает о том, что скоро совсем рядом со стальным путём, которым мчится сейчас его паровоз, разольётся целое море. И встанут вокруг высокие хлеба, напоённые влагой, вырастут на орошённых землях сады. Ему, как и каждому советскому человеку, хочется приблизить этот день; ему хочется, чтобы эшелон, который ведут они, попал к строителям как можно быстрее.,
- Нажимай, ребята! - говорит он, отрываясь от смотрового окна. Сал. Гашук. Весёлый...
В Весёлом вместе с жезлом комсомольцы вновь получают записку от дежурного со словами диспетчера, переданными по селектору: «В Зимовниках осталось от эшелона несколько вагонов с цементом. Груз срочный. Так как в Зимовниках у вас встреча с пассажирским, не могли ли бы вы за время стоянки прицепить эти вагоны к своему эшелону? Знаю, что паровоз предельно перегружен».
- Возьмём! - заявляют ребята в один голос.
... Паровоз, словно человек, сразу почувствовал перегруз. Взять эшелон с Зимовников, не имеющих обычной станционной горки, на редкость трудно и старым опытным машинистам. Открыв реверс и работая регулятором, одновременно подавая под колёса песок, Борис, наконец, «поднимает» эшелон. Несмотря на продолжительный подъём, медленно, но уверенно нарастает его скорость. Всё тело машиниста напряжено до предела, будто он сам, а не паровоз впряжён в эшелон и тянет его. Но вот и долгожданная «площадка» - прямой профиль пути. Теперь можно и закурить...
В Куберле комсомольский паровоз встречают заместитель начальника политотдела отделения дороги Анпилогов и инструктор по работе с молодёжью Михаил Подкопаев.
- Спасибо, товарищи! Ваш паровоз провёл состав по отделению на один час сорок минут раньше графика...
- Особенно спасибо за цемент. Он так нужен на стройке, - добавляет Михаил.
Что могли ответить на эту благодарность комсомольцы-паровозники? Усталые, но довольные своим успехом, они принялись за осмотр локомотива. Им ничего не оставалось, как только повторить любимые слова своего старшего машиниста:
- Труд есть труд. Успех легко не даётся...
А под их эшелон уже подавался другой локомотив: стройка не ждёт!
И когда паровоз неторопливо шёл на отдых в депо, Борис окинул взглядом станцию. Она была забита до последнего запасного пути эшелонами - с лесом, машинами, цементом, гравием... Вся страна шлёт сюда свои дары. И Борису показалось, что он слышит, чувствует в своих усталых мышцах, как гудят стальные рельсы всей страны, по которым спешат грузы к Дону, к Волге - к великим стройкам.
Мирные рельсы. Мирные грузы.
Присматриваясь к полоске зари, занимающейся на востоке, Борис прислушался и улыбнулся: то было эхо далёкого паровозного гудка.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.