На мирных рельсах

С Крутилин| опубликовано в номере №581, август 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Ты на смену? - спросил Калмыков Миронова. - Я тоже с тобой. Посмотрю... соскучился... можно ещё бы побыть в Москве, а вот приехал. Ещё недельку отдохну здесь, поближе к вам... на рыбалку съезжу... и снова на паровоз.

По дороге Иван Григорьевич рассказывал о Москве, о друзьях-машинистах, с которыми когда-то оканчивал Высшие технические курсы и которые теперь работают на подмосковных железных дорогах; показал часы - личную награду от министра путей сообщения.

Сменщикам Калмыкова Борис работает уже почти два года: с того дня, как их красавец-паровоз «СО 19-1274» - подарок комсомольцев Чкаловского паровозоремонтного завода - пришёл в депо. Борис, как и вся бригада паровоза, вырос, освоил машину под отцовским присмотром Ивана Григорьевича Калмыкова. Он умел как-то незаметно указать на ошибку, подбодрить шуткой в минуты трудностей. Но он был строг, когда замечал нерадивость; особенно не терпел людей нечистоплотных и всегда требовал, чтобы машина содержалась в безукоризненной чистоте. И сейчас Борис, слушая Ивана Григорьевича, думал о том, что скажет старший машинист, осмотрев паровоз, который не видел более двух недель: не будет ли он недоволен молодёжью?

Калмыков, рассказав о Москве, принялся расспрашивать Бориса о делах: не было ли в его отсутствие случаев срыва графика поездов по вине паровозной бригады? Как с экономией угля? Борис обо всём подробно рассказал: срывов графика не было, паровоз попрежнему входит в «колонну мира» и два последних дня месяца совершает рейсы на сэкономленном угле...

- А Лукьянову... как, не уступили?

Владимир Лукьянов, школьный товарищ Калмыкова, - старший машинист другого молодёжного паровоза - «СО 19-386». При создании «колонны мира» осенью прошлого года бригады их паровозов вступили в соревнование друг с другом за скорейшую оборачиваемость локомотива, экономию топлива, смазки, за увеличение межремонтного пробега.

Каждый месяц победительницей неизменно выходила бригада Калмыкова, но и Лукьянов не очень отставал. Перед самым отъездом Ивана Григорьевича в отпуск Лукьянов обещал: «Перегоню! Обязательно перегоню! Вот приедешь из отпуска - и вымпела у тебя как не бывало!»

- Ну, что вы, Иван Григорьевич, разве мы допустим! - твёрдо проговорил Миронов.

И действительно: когда паровоз, сдерживая тяжеловесный состав, остановился и Калмыков, поздоровавшись с ребятами, придирчиво осмотрел локомотив, он нашёл машину «в порядке», как любил говорить; это значит, что чистота механизмов, смазка трущихся частей, состояние топки были отличные.

В Котельниково паровозу, прибывшему из рейса, положено заходить в депо на экипировку. Но бригада Калмыкова, экономя время, никогда этого не делает. Так и сейчас: отойдя от эшелона, паровоз подошёл к водораздаточной колонке (угля при экономном расходовании вполне хватает на полное кольцо), а тем временем бригада приводит локомотив «в полный боевой порядок». Подходят сменщики - товарищи Бориса: маленький русоволосый помощник Леонид Шубин со смешной тюбетейкой на голове и степенный, неторопливый в движениях кочегар Николай Петраков. Они должны принять машину, уже готовую к рейсу. Но ребята не дожидаются, когда уставшие товарищи сделают это, и принимаются помогать им.

В то время, когда вся бригада приготовляла паровоз к рейсу, Борис прошёлся вдоль эшелона, под который должен быть подан его локомотив.

Груз. Он разместился на огромных платформах. Воронежские экскаваторы. Свердловские скреперы. Московские трансформаторы. Горьковские грузовики. Минские самосвалы. Архангельский лес. Вся страна, весь народ шлёт стройкам свои дары. Доставить их в срок, как можно быстрее, - вот их задача. «Надо сказать ребятам, какой эшелон будем вести», - думает Борис.

Машинист Миронов - группкомсорг комсомольско-молодёжного паровоза. Почти все машинисты, помощники и кочегары этого локомотива - комсомольцы.

Через двадцать минут паровоз будто только что из ворот завода: снова блестит четырьмя орденами - символом славы комсомола. Они изображены на его оградительных щитах. А впереди, словно осеняя трудовой подвиг молодёжи, раскрыл для полёта свои белые крылья голубь мира с веткой лавра в клюве...

- Счастливого пути! - провожают сменщики своих товарищей в путь. Локомотив взял с Котельникова эшелон, который он вёл. Эшелон был осмотрен и отработан также раньше графика. Впереди - после многих перегонов - Куберле: станция назначения грузов, которых ожидают строители Цимлянской гидроэлектростанции.

Сразу же за Котельниковом начинается затяжной подъём. Преодолеть его при таком тяжелогрузном эшелоне можно, только держа пар в котле на пределе.

- Ну, держись, ребята, - говорит Борис.

Но и без слов машиниста хорошо знают своё дело кочегар Николай Петраков и помощник Леонид Шубин. Они почти беспрерывно шуруют топку, подбрасывая в неё уголь. Основа их работы - дружба. Без дружбы, без взаимопомощи успеха не будет.

- Набрать высоту! - шутит Николай. Он бывший лётчик; и здесь, на паровозе, все привыкли к его лётным командам. «Набрать высоту!» - значит держать пар на пределе; миновали подъём, и поезд пошёл под уклон - «планировка», то есть пошли без пара.

Первую станцию, Мелиоративную, прошли на 5 минут раньше графика, сходу. Но вместе с жезлом получили предупреждение диспетчера: «Пассажирский принимает Котельниково. Стоянка 15 минут. Нажимай!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Во имя человека

Беседа с профессором А. А. Вишневским