Ежегодно женщины всего мира отмечают свой традиционный международный праздник - 8 марта. Французские женщины в этот день проходят демонстрацией перед статуей Жанны дъАрк, женщины Рима собираются на многотысячный митинг; демократки Испании и Греции отмечают его на тайных собраниях. Свободные гражданки Советского Союза и стран народной демократии празднуют широко, торжественно, радостно...
Но всюду и везде в этот день народы слышат страстный, горячий. решительный голос женщин в защиту мира и демократии.
Женское демократическое движение представляет огромную и благородную силу. Международная демократическая федерация женщин, объединяющая национальные секции 56 стран, упорно и последовательно собирает вокруг себя всех тех, кто хочет стоять на страже мира, кто хочет защищать женские права и достоинство.
В громадном большинстве капиталистических стран женщины не получают равной с мужчинами оплаты за труд, не пользуются совсем или пользуются с большими ограничениями избирательными правами. Американские империалисты кичатся своей «демократией», но в конгрессе США из 435 депутатов всего - навсего... 9 женщин.
В авангарде международного демократического женского движения идут советские женщины. Счастливые обладательницы всех человеческих прав, окружённые почётом и уважением, трудолюбивые, героические, стойкие, советские женщины являются воодушевляющим примером для всех женщин мира.
В СССР число женщин, занятых в народном хозяйстве, составляет около половины всех работающих: в верховном органе нашей власти женщин - депутатов больше, чем в парламентах всех стран мира, вместе взятых: среди специалистов с высшим образованием 42 процента составляют женщины. Советские женщины активно участвуют во всенародном труде по досрочному выполнению послевоенной сталинской пятилетки, по строительству коммунизма.
Имя доктора Сун Ят-сена очень популярно в СССР. Его знают как большого друга нашей страны, организатора национально - освободительной борьбы рабочих и крестьян Китая за свободу и независимость китайского народа, за единство и самостоятельность китайского государства.
Великий Ленин высоко ценил деятельность Сун Ят - сена и называл его революционным демократом, полным благородства и героизма.
Сун Ят - сен в 1895 году начал борьбу против самодержавия, организовав тайное «Общество возрождения Китая», однако вскоре он вынужден был бежать за границу. Когда в 1911 году в Китае началась буржуазная революция, Сун Ят - сен вернулся на родину и был избран в 1912 году президентом республики. Но революционные силы не сумели тогда в Китае победить реакцию. Внутренней контрреволюции пришла на помощь контрреволюция внешняя. Суй Ят - сен вынужден был уйти в подполье.
В том же 1912 году Сун Ят - сен организовал новую политическую партию Китая - Гоминдан. - целью которой была борьба за республику и национальную независимость страны. Программа Гоминдана основывалась на трёх принципах, выдвинутых Сун Ят - сеном: национализм, народовластие, народное благоденствие.
Под влиянием Октябрьской социалистической революции 1917 года и растущего революционного движения в Китае Сун Ят - сен сблизился с Китайской коммунистической партией.
Сун Ят - сен не был коммунистом. Он не понимал роли рабочего класса как гегемона революции.
Он думал, что китайская мелкая буржуазия и национальная буржуазия способна к пробуждению масс. В этом причина того, что Сун Ят - сен не сумел претворить свои принципы в жизнь.
В 1925 году Сун Ят - сен умер. В «Правде» появилось за подписью И. В. Сталина письмо ЦК РКП(б) к ЦИК Гоминдана, выражавшее скорбь РКП(б) о потере вождя Гоминдана и уверенность в победе демократических сил Китая.
Чем же Сун Ят - сен завоевал любовь и признательность не только китайского народа, но и всех передовых людей мира? Почему заветы Сун Ят - сена и сейчас дороги китайскому народу?
«Сун Ят - сен, - говорит вождь китайских коммунистов Мао Цзедун, - придерживался иного мировоззрения, чем мы, и исходил с иной классовой точки зрения при определении и разрешении проблем, но в проблеме борьбы против империализма в XX веке он пришёл к выврду, который в основном соответствовал нашим выводам».
После смерти Сун Ят - сена в Китае воцарилась возглавляемая Чан Кай - ши диктатура бюрократического капитала и помещиков. Правое крыло Гоминдана предало Сун Ят - сена. Контрреволюционная диктатура, существовавшая 22 года, ныне свергнута китайским народом под руководством коммунистов. Перес народом Китая открыт широкий и светлый путь к социализму. «Китайцы, - говорит Мао Цзе-дун, - обрели марксизм в результате применения его русскими». А любовь к русским прививал китайцам доктор Сун Ят - сен. Поэтому его никогда не забудут дружественные великие народы Китая и Советского Союза.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.