К пятидесятилетию со дня рождения Иржи Волькера
В марте нынешнего года исполняется пятьдесят лет со дня рождения одного из крупнейших чешских поэтов XX века, Иржи Волькера.
Волькер достиг творческой зрелости в начале 20 - х годов, когда чешской буржуазии удалось подавить в своей стране революционное движение народа.
В «Балладе о сне» в сильных и убедительных словах изображает поэт кричащие и уродливые контрасты капиталистического общества:
... Здесь вот дворцы, а вот здесь - подвалы,
Здесь вот голодные, там - объедалы.
Это - рабы, властелины - другие.
И все – больные...
Поэт начинает понимать, что единственный выход из этих противоречий - путь, найденный Советской страной. Всем своим существом Волькер становится на сторону угнетаемых и эксплуатируемых.
В 1919 году он из маленького городка Простеево переезжает в Прагу и поступает в университет. Здесь мировоззрение Волькера выкристаллизовывается под влиянием марксистского учения. Он духовно прозревает и активно включается в революционную борьбу.
Волькер становится поэтом - гражданином, поэтом широкого социального диапазона, боевым певцом рабочего класса, в чью освободительную миссию он крепко уверовал. «Мир будет принадлежать тем, кто его создаёт», - пишет он.
Поэт прославляет труд простых людей, кладущих печи, стоящих у горна, пекущих хлебы, кующих железо. Судьба этих тружеников в условиях капиталистического рабства поистине трагична. Но Волькер видит в ней не только трагизм. В «Балладе о глазах кочегара» поэт с любовью рассказывает о таком труженике. После двадцати пяти лет работы кочегар слепнет, но, умирая, находит в себе силы, чтобы успокоить жену, а сам утешается мыслью, что «труд его будет жить».
Всё сильнее и глубже проникают в творчество Волькера мотивы социалистического гуманизма, провозглашенные Великой социалистической революцией в России.
В 1920 году, узнав о голоде в Поволжье, Волькер грозно обличает виновников этого бедствия - капиталистов, интервентов, которые стремятся обречь на голод русских рабочих и крестьян «за то, что свобода республики им дорога, за то, что они не сломились под бедами и не сдались на милость врага».
Поэт глубоко взволнован. С плакатов перед ним как бы встаёт образ умирающих от голода женщин и детей России.
... Это руки голодных, как шпаги. Через всю Европу протянуты ныне к сытым улицам Праги, Чтобы здесь, посреди разжиревших кварталов,
Вонзиться в кровавую пасть капитала, -
пишет он.
У Волькера это отнюдь не жалостливая чувствительность, а большая тема - тема социальной справедливости, которая неминуемо должна восторжествовать, тема братской солидарности народов. И он призывает:
Товарищи, - вы, которые мимо витрин
На работу утрами шагаете,
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Начало революционной деятельности В. М. Молотова