Календарь "Смены"

опубликовано в номере №558, август 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Оноре де Бальзак

Отвечая как - то на вопрос «Как я учился писать?», Алексей Максимович Горький приводит среди других такую деталь:

«Мой дед, - писал Горький, - был жесток и скуп, но я не видел, не понимал его так хорошо, как увидел и понял, прочитав роман Бальзака «Евгения Гранде». Отец Евгении, старик Гранде, тоже скуп, жесток и вообще похож на деда моего, но он - глупее и не так интересен, как мой дед. От сравнения с французом русский старик, не любимый мною, выиграл, вырос. Это не заставило меня изменить моё отношение к деду, но это было большим открытием - книга обладает способностью доказывать мне о человеке то, чего я не вижу, не знаю в нем».

Не случайно Алексей Максимович сослался здесь на Бальзака. Он считал его величайшим и гениальным художником, знаменитым классиком литературы, знакомство с которым вызывало у него «впечатления чуда». Горький говорил, что книги Бальзака написаны как бы масляными красками. «Когда я впервые увидел картины Рубенса. - писал Горький, - я вспомнил именно Бальзака».

В августе 1950 года исполняется 100 лет со дня смерти знаменитого французского писателя - реалиста. Его творчество - огромная ценность в сокровищнице мировой культуры.

В многочисленных романах Оноре де Бальзак ярко показал продажность буржуазного мира, власть денег. Его многотомная «Человеческая комедия», состоящая из 92 произведений, представляет собой художественную историю Франции после буржуазной революции конца XVIII века. Наиболее значительные произведения Бальзака: «Отец Горио». «Евгения Гранде». «Гобсек». «Утраченные иллюзии». «Шагреневая кожа» «Величие и падение Цезаря Бирото», «Банкирский дом Нюсинжен», «Не ведомый шедевр», «Крестьяне». Почти все значительные произведения Бальзака изданы в СССР в больших тиражах.

Указывая, что «Человеческая комедия» представляет собой «самую замечательную реалистическую историю французского общества».

Энгельс в известном письме к Маргарите Гаркнесс писал, что он узнал из этой истории больше, «чем из книг всех профессиональных историков, экономистов, статистиков этого периода, взятых вместе».

Бальзак субъективно был приверженцем буржуазного строя. Однако гений художника, широта наблюдений позволили ему изобразить в своих романах пошлость и подлость мещанства с поразительной беспощадной ясностью. «Он принуждён был идти, - писал о Бальзаке Энгельс, - против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков».

Всем своим творчеством Бальзак блестяще показывает, что буржуазное общество по самому своему внутреннему строению обречено на хаос и гибельные конфликты, оно ведёт человечество к деградации. «В современную эпоху, - писал Бальзак в «Евгении Гранде», - деньги в большей мере, чем когда - либо, господствуют над законами, понятиями и нравами».

Эта мысль проходит лейтмотивом через всю «Человеческую комедию».

Капиталист - банкир ничего не создаёт, это паразит на теле народного хозяйства. Такие классические образы, созданные Бальзаком, как Нюсинжен, Кеплер, Тайдер, дю Тюлье и другие, скопили свои состояния только за счёт ограбления. Они перехватывают, как рассказывает Бальзак, самым бесчестным способом промышленное изобретение у идеалиста - неудачника Давида Сешара, который, «как благородный человек, не годился в коммерсанты» («Утраченные иллюзии»). Особенное возмущение Бальзака вызывают «демократизм» буржуазии, её тирады о народном благе. Буржуазный политик всюду изображается Бальзаком как прожжённый мошенник, лицемер. прохвост, способный на любые лживые обещания народу во имя выгодной личной сделки. Бальзак показывает, что и правосудие на стороне паразитов общества. «Для миллионеров нет ни эшафота, ни палачей». Честные люди, вроде Давида Сешара, Цезаря Бирото, разоряются, гибнут, а грабители, вроде Нюсинжена, процветают.

Такие типы, как Гобсек или старик - антиквар из «Шагреневой кожи», видят смысл жизни в отказе от неё, в духовном самооскоплении. Истребляя всё на своём пути: хозяйство, политику, семью, любовь, нравственность, -

подобные эгоистические индивиды капиталистического общества кончают самоистреблением.

Бальзак, конечно, не понимал и не мог понимать в силу ограниченности его времени социального пути переустройства общества. Но он безусловно понимал, что продажному строю нужно объявить беспощадный бой. Маркс и Энгельс видели в творчестве Бальзака не только источник художественного наслаждения, но и богатую сокровищницу глубоких мыслей и наблюдений. «Я считаю. - писал Энгельс, - одной из величайших побед реализма, одной из наиболее ценных черт старика Бальзака то. что... он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и то, что он видел настоящих людей будущего там, где их единственно и можно было найти».

Этим нам и дорог Бальзак, которого чтут сегодня все советские люди.

Поэт-сатирик

С 1859 года в Петербурге начал выходить сатирический журнал «Искра», который быстро завоевал популярность у передового русского читателя. В отличие от пустого зубоскальства юмористических журналов типа «Весельчака» «Искра» высмеивала пороки, порождённые царским режимом: взяточничество, бюрократизм, спекуляцию. Часто на его страницах бичевались высокопоставленные царские сановники, а также видные биржевики, откупщики.

Редактором «Искры» был выдающийся поэт - сатирик Василий Сергеевич Курочкин.

В. С. Курочкин прошёл большую жизненную школу: он несколько лет был офицером в николаевской армии, где столкнулся с палочной дисциплиной и полным бесправием солдат. Офицеры - дворяне по отношению к рядовым вели себя так же, как и помещики со своими крепостными: избивали их, заставляли делать всё, что им нужно. Поэт, возмущённый всем этим, вышел в отставку, на всю жизнь сохранив ненависть к угнетателям.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Друг трудящихся

К 15-летию со дня смерти Анри Барбюса