Первая роль

С Смоляницкий| опубликовано в номере №555, июль 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пушкин перед дуэлью прощается с Азинькой. Дзинька не знает, куда он уезжает, но по каким - то едва уловимым движениям его она чувствует что - то неладное, нехорошее. В обычных словах Пушкина, сказанных нарочито весёлым тоном, ей чудится что - то страшное. Но Дзинька пытается подавить своё волнение; внешне она спокойна, только в её просьбах не уезжать, более настойчивых, чем обычно, слышится скрытая тревога. Пушкин не сдаётся на её увещевания. Быстрыми шагами он идёт к двери и вдруг, приоткрыв её, останавливается. Каким - то новым, особенным взглядом он окидывает кабинет, свои любимые книги. Он приподнимает цилиндр, словно прощаясь: о всем этим. Азинька больше не в силах сдерживать своё волнение. В невольном порыве она бежит к двери и протягивает руки вслед уходящему в глубоком раздумье Пушкину...

Нужно глубокое проникновение в душевный мир героини, нужно обладать большим внутренним тактом, драгоценным чутьём художника, чтобы выразить в этой короткой сцене так правдиво и просто, так ярко и полно все переживания героини, всю её боль и тревогу за великого народного поэта.

Глубокой правдивостью, непосредственностью веет от образа Азиньки в исполнении молодой артистки Эли Корнеевой, для которой это была первая серьёзная роль.

Ещё совсем недавно Эля Корнеева была студенткой Московского театрального училища и мечтала попасть в театр, носящий имя её любимой артистки М. Н. Ермоловой. И вот ей, самой молодой артистке этого театра, не сыгравшей ещё ни одной роли, художественный руководитель народный артист республики Андрей Михайлович Лобанов предлагает роль Азиньки в пьесе «Пушкин» (автор пьесы - А. Глоба).

Справится ли она? Сумеет ли создать правдивый образ?

Молодая артистка с волнением начала готовиться к роли. Ей предстоит играть с такими известными мастерами советской сцены, как заслуженный артист республики лауреат Сталинской премии В. Якут (Пушкин) и заслуженная артистка республики лауреат Сталинской премии Л. Орданская (Наталья Николаевна, жена Пушкина).

Азинька, сестра Натальи Николаевны, - единственный близкий Пушкину человек из семьи Гончаровых. Близкий? Нет, гораздо больше!

Азинька увлекалась стихами Пушкина. Она понимала вольнолюбивую натуру поэта и преклонялась перед силой его гения. Она любила Пушкина всем сердцем, как можно любить своего великого национального поэта. Азинька чувствовала, как одиноко и трудно Пушкину в «свете» - среди людей, враждебных ему, ненавидевших и боявшихся смелого, свободолюбивого поэта.

Царь опутал Пушкина долгами. Материальные дела поэта крайне затруднительны, а легкомысленная Натали думает только об удовольствиях и нарядах. Весь дом ведёт Азинька. Она сама разговаривает с кредиторами, закладывает и перезакладывает веши - Делает всё возможное, чтобы оградить Пушкина от новых неприятностей и забот. И всё это незаметно, скромно, изо дня в день.

Такова была Азинька, и Пушкин платил ей нежным вниманием и сердечной доверчивостью. Как создать этот образ благородной, скромной русской женщины? Неудачи постигли молодую артистку на первых репетициях.

- Вы слишком сухи, подобранны, - говорил ей художественный руководитель театра, - не надо этого... Сделайте так, чтобы Пушкину было хорошо с вами. Вы никогда не смеётесь, а Азинька жизнерадостна. Она должна быть серьёзной и должна смеяться звонко, от чистого сердца, как смеются искренние, честные люди...

Корнеева уходила с репетиций растерянная, негодуя на себя. Как преодолеть это сковывающее напряжение и добиться естественности, простоты? Старшие товарищи чутко отнеслись к творческим исканиям молодой актрисы. Режиссёр спектакля В. Комиссаржевский настойчиво и упорно работал с Корнеевой. Медленно, чёрточка за чёрточкой, складывался образ Азиньки. И всё - таки артистка чувствовала: чего - то ещё не хватает, что - то надо найти, - может быть, жест, движение или интонацию...

В марте 1949 года коллектив театра выехал на гастроли в Ленинград. Здесь участники спектакля «Пушкин» смогли подробно ознакомиться с обстановкой, которая окружала великого поэта. Корнеева бродила по Ленинграду, вспоминала стихи Пушкина. Как поэт гордился этими величественными архитектурными ансамблями, созданными талантливыми русскими зодчими! Как он любил их! И как ненавидел блестящую светскую чернь, душившую всё прогрессивное и живое в русском народе! И здесь молодая артистка особенно ясно поняла трагедию гениального поэта, видевшего свой талантливый народ задавленным и порабощенным. Только в непоколебимой вере в светлое будущее своего богатырского народа черпал Пушкин вдохновение и силу для борьбы... С благоговением останавливалась молодая артистка перед домом на Мойке. Здесь протекли последние годы Пушкина. Вот просторный, светлый кабинет поэта, письменный стол, бюро, диван и книги. Масса книг. Через эту дверь последний раз вышел Пушкин...

И образ поэта, медленно покидающего свой кабинет, трогает артистку. Она мысленно представляет себе разлуку с ним, и ей становится больно. Всё это Корнеева доносит до зрителя.

Зрительный зал долго аплодирует. За кулисами Элю Корнееву поздравляют, что - то говорят ей...

- Хорошо, очень хорошо! - крепко жмёт руку молодой артистке А. Лобанов, От волнения Корнеева не находит слов ответить ему...

Так пришёл первый успех Эли Корнеевой.

Советский зритель по достоинству оценил талантливую игру молодой артистки. И нам хочется пожелать Э. Корнеевой новых успехов и новых исканий и волнений в её так хорошо начавшейся артистической деятельности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены