Над полем зазвенела песнь жаворонка. Оглянувшись с тревогой на подруг, Цецилия направилась к стоявшим неподалёку тракторам. Не спится бригадиру. А тут ещё вчера день такой беспокойный выдался. Девушки раньше срока закончили пахоту и торжественно встретили прибывшего из Варшавы руководителя сельскохозяйственного кооператива Яна Сендика. Ян Сендик ездил с делегацией польских крестьян в СССР. Цецилия Новак хотела расспросить его о работе советских трактористок, да разве можно было в первые минуты встречи говорить о деле? Сендик, однако, на прощанье сказал:
- На Украине такая же, как и вы, молодёжь сказку творит...
Он поднял высоко над головой чудесный пшеничный колос. На одном стебле веером расходились одиннадцать колосьев.
- Эту пшеницу вывели в СССР учёные, - сказал Ян. - А в Одесской области в колхозе «Путь к коммунизму» я встретил семнадцатилетнюю девушку, которая разводит эту пшеницу, чтобы ею можно было засевать тысячи гектаров.
Осторожно, чтобы не сломать даже остючка с колоса, рассматривали девушки чудесный колос...
Да разве можно спать, когда каждый день приносит что - то новое, неизведанное! И первую искру этого нового зажгли опять - таки советские люди.
Вот хотя бы и они, польские девушки - трактористки. Ещё задолго до курсов все они с упоением, по два сеанса подряд, просматривали советский кинофильм «Трактористы». А однажды им попалась в руки книжка знатной советской трактористки Прасковьи Ангелиной. Книгу эту читали коллективно, перечитывали в одиночку. Девушки готовы были взяться за любое, самое тяжёлое дело.
- Если уж начинать, так сразу с трудного, - сказала самая молодая из трактористок Богумила Канцуговска. И ей первой пришлось держать испытание на пропитавшейся водой целине.
Зато какую радость испытывали девушки, когда после хозяйского, придирчивого осмотра самый старый из членов кооператива Казимир Малик от души поблагодарил их за работу! А благодарить было за что: без единого огреха была вспахана земля, издавна считавшаяся бросовой.
Во время осенней пахоты девушки решили перейти на работу по часовому графику. Настойчивость трактористок сломала недоверие даже медлительного и осторожного во всём механика тракторного пункта Кельниковского. Но если уж говорить начистоту, неспокоен был и сам бригадир: «А выдержим ли? Всё ли предусмотрели?»
Как хотелось бы Цецилии Новак в такие минуты побывать у советской трактористки Екатерины Якуниной или у знатного комбайнера Константина Борина и самой, своими глазами посмотреть, как организован часовой график у них! Кажется, всё уже обдумано, всё предусмотрено, но сомнения всё не дают покоя.
Грохот тягача, везущего платформу с горючим, прервал тревожные размышления.
- А ну, поднимайся, девочки!
Трактор Цецилии Новак первым проложил борозду. Сразу же начался подъём. Цецилия прошла его на второй скорости. Дальше можно включать третью... Так, регулируя скорости, прошла Новак один круг, второй, третий... Это уже победа. При такой работе можно дать больше двух норм за смену. Сзади, стараясь но отстать от неё, ведут тракторы подруги.
Не заметили девушки, как окончился день. Замерена выработка: на тракторе «Зетор» предельной дневной нормой считалась выработка 2,1 гектара. Работая по часовому графику, девушки только за первый день вспахали по 4,6 гектара на трактор. Начало хорошее!
... Когда смотришь на этих польских девушек, воочию видишь, как смело, уверенно шагает к светлому будущему молодое племя возрождён ной страны.
Польша, Вроцлавское воеводство.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.