За несколько лет до войны папа римский предложил академиям наук ряда стран принять участие в любопытном конкурсе: требовалось доказать, что основные положения науки о жизни - биологии - находятся в полном соответствии с учением церкви. В частности, папе хотелось, чтобы учёные засвидетельствовали невозможность возникновения белка, который обладал бы основным признаком жизни, то есть способностью к обмену веществ - К усвоению и разрушению их. Иначе говоря, церковники желали приобрести доказательства того, что жизнь самопроизвольно возникать не может.
Конечно, Ватиканом двигал не научный интерес. Ведь если бы подтвердилось, что жизнь сама зарождаться не может, то кто же, спрашивается, создал её, как не бог? А уж если бог существует, то нетрудно доказать, что люди должны подчиняться его представительнице на земле - церкви.
Конкурс, придуманный Ватиканом, представлял собою одну из многочисленных вылазок реакции в борьбе двух философских лагерей - материализма и идеализма - по вопросу о происхождении и сущности жизни.
Идеализм утверждает, что сущность жизни заключается в некоем «духовном, непознаваемом начале».
«Материя, - говорят идеалисты, - безжизненна и косна. Она - лишь кирпичи, из которых высший дух создаёт живые существа, придаёт им форму и целесообразное строение». Но идеалисты не в силах объяснить, как возникла жизнь. Их толкования, длинные и путаные, исключают необходимость научной постановки вопроса о происхождении жизни, так как сводят всё к одному утверждению: «Жизнь порождена духом - творцом, то есть богом» - вот и всё.
Подлинная наука отвергает подобные утверждения. Она доказывает, что жизнь связана с материей, проявляется только в материи, её немыслимо даже представить вне материи.
Материя непрерывно изменяется. В своём развитии она проходит ряд ступеней, ряд всё более сложных форм существования с новыми качествами. Жизнь возникает при определённых условиях именно как новое качество, новый признак эволюционирующей, развивающейся материи. Поэтому между живым веществом и неживой природой нет непроходимой пропасти.
Так понимает материализм ход возникновения жизни. Это активное понимание призывает науку сорвать покров с величайшей тайны природы, раскрыть пути превращения неживой материи в живое существо.
Однако долгое время наука не могла приняться за разрешение этой задачи. Перед исследователями непреодолимым препятствием вставала теория немецкого учёного Вирхова - реакционера в науке и политике.
Вирхов утверждал, что носителем жизни является будто бы только клетка, что вне её не может быть ничего живого. Жизнь сама не возникает, говорил Вирхов; появление клетки, по его мнению, и было возникновением жизни. Сама же зародиться клетка не может, так как она происходит только от клетки.
Здесь встаёт естественный вопрос: откуда же взялась первая клетка? Неужели в природе в один прекрасный момент могла сразу возникнуть столь сложная форма?
Теория Вирхова, конечно, не могла ответить на это. Происхождение клетки Вирхов мог объяснить только действием «высшей силы». Таким образом, он вычёркивал из биологии вопрос о происхождении и развитии клетки, его учение не давало возможности перекинуть мост от бесформенной материи к клетке. «Никто не видел, - говорили последователи Вирхова, - и не увидит никогда, чтобы из неживого вещества возникла клетка, то есть жизнь».
Реакционная теория Вирхова, не допускавшая возможности рассматривать клетку как результат развития каких - то более простых форм, надолго задержала формирование прогрессивных идей в науке о жизни.
Клетка, как известно, - комочек сложного белкового вещества, состоящий из ядра и жидкой части - протоплазмы. Этот комочек проявляет активную жизнедеятельность: в нём происходит постоянный обмен веществ с окружающей природой, он растёт и размножается, выполняет в организме определённые функции. Но уже Энгельс отмечал, что имеется масса организмов - протамёбы, простые белковые комочки, трубчатые водоросли, - которые в своём развитии стоят значительно ниже клетки.
«Самые низшие живые существа, какие мы знаем, - писал Энгельс, - представляют собою не более, как простые комочки белкового вещества, и они обнаруживают уже все существенные явления жизни».
Таким образом, Энгельс видел первоначало жизни не в клетке, а в чём - то гораздо менее сложном. Жизнь, значит, начинается не с клетки, а с предшествующих ей доклеточных форм, обладающих, однако, так же, как и клетка, проявлениями жизни.
Не случайно эта идея Энгельса получила широкое творческое развитие в советской науке.
В самой природе нашей отечественной науки заложено стремление неустанно двигаться вперёд, ломая устарелые воззрения. Традиционными чертами советской науки стало новаторство и ясный материалистический взгляд на все явления жизни природы и общества. Воспитанные на передовых идеях классиков русской науки - Чернышевского, Герцена, Белинского, - великие советские учёные И. П. Павлов, И. В. Мичурин, выдающийся исследователь Т. Д. Лысенко и другие исследователи, вооружённые методом диалектического материализма, установили новые законы развития организмов и открыли возможность воздействовать на природу животных и растений.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.