Сталинградский тракторный завод - первенец сталинских пятилеток. Его строительство началось в 1928 году. 20 лет назад. 17 июня 1930 года, сошёл с конвейера первый трактор. Тысячи людей собрались у конвейера. В этот момент была получена телеграмма товарища Сталина.
«50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, - писал товарищ Сталин. - есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому, социалистическому укладу в деревне».
«Сталинские снаряды» - тракторы Сталинградского завода - сыграли большую роль в социалистическом переустройстве деревни. Из 500 тысяч тракторов, что получила советская деревня до войны, половина была с маркой «СТЗ».
Во время героической Сталинградской битвы завод и посёлок были до основания разрушены. В восстановлении завода приняла участие вся страна. Тысячи юношей и девушек приехали сюда по путёвкам комсомола. 17 июня 1944 года Сталинградский тракторный снова вошёл в строй. Сейчас тракторозаводцы дают уже намного больше тракторов, чем давали до войны.
Всем известны семьи артистов Медведевых, Мичуриных - Самойловых, Яблочкиных, Рыжовых. Среди этих артистических династий семья Садовских занимает совершенно исключительное место.
Родоначальник - Пров Михайлович Садовский - был глашатаем идей Островского, отцом славы Малого театра. Ещё более возвеличило эту славу второе поколение Садовских - сын Проза Михаил Садовский и его жена Ольга Осиповна Садовская (по отцу - Лазарева). О. О. Садовская родилась 100 лет тому назад, в июне 1850 года. Семнадцатилетней девушкой впервые сыграла она Настасью Панкратьевну в пьесе Островского «В чужом пиру похмелье» и с того дня всю жизнь играла только старух. Из 48 пьес Островского она не участвовала только в 8, в которых для неё совсем не было роли.
Скупая на жесты, не любившая ни грима, ни подчёркнуто - театральных подробностей портрета исполняемой роли, Садовская была способна одну фразу, даже одно междометие сказать на десятки различных ладов. По отзывам Яблочкиной, у Ольги Осиповны «каждое слово было кругло. Скажет - как рублём подарит»...
Так же многогранны и выразительны были её жесты: яростно сжатый кулачок Пошлёпкиной, угрожающей Хлестакову; осторожно - вкрадчивый жест руки Гущиной из пьесы Островского «Старый друг лучше новых двух»; то же движение руки, вытирающей губы, но совсем по - иному, всей ладонью (кухарка из пьесы Толстого «Плоды просвещения»).
В каждой новой пьесе у Садовской были совершенно другие глаза: холодные, зоркие, на три аршина в землю видящие глаза Кабанихи («Гроза»); умные, охватистые - у богатой купчихи Мавры Тарасовны («Правда хорошо, а счастье лучше»); остренькие. «вездесущие» глазки Глафиры Фирсовны в «Последней жертве»; круглые. жеманно - наивные глаза Гущиной... Сколько ролей, столько и новых жестов, новых выражений глаз.
С той поры, когда волею революции Малый театр перестал быть «императорским». у Садовской появился новый, благодарный зритель и щедрый хозяин - народ - победитель.
- Хорошая публика! Стоит играть! - сказала однажды Ольга Осиповна после спектакля «Женитьба» в Сокольническом театре.
Советский зритель по достоинству оценил Садовскую - этот, по словам Станиславского, «драгоценный алмаз русского театра, отшлифовавшие себя до бриллианта редкой чистоты и солнечной игры».
Ко второй половине прошлого столетия географическая наука имела уже довольно верное представление о всей нашей планете, и если на карте мира оставались ещё белые пятна, то это были главным образом обширные районы внутренней части азиатского материка, лежащие между Сибирью и Гималаями.
Лучшим и наиболее полным источником знаний об этих землях считался в то время труд немецкого учёного Александра Гумбольдта «Центральная Азия», составленный на основании сведений, почерпнутых из писаний старинных китайских путешественников и средневековых европейских странников. Сведения эти были крайне отрывочными, случайными, а зачастую и просто неверными. В сочинениях Гумбольдта и других учёных, например, фигурируют такие совершенно фантастические «факты», как действующие вулканы в Тянь - шане, гигантские, как море, высокогорные озёра, загадочная пещера Уйбэ и т. д.
Первыми путешественниками, проникшими в глубь неведомых дотоле стран и положившими начало действительно научному исследованию Внутренней Азии были русские исследователи. Почётное место среди них занимает видный учёный Григорий Николаевич Потанин. Его труды наряду с грудами знаменитого Пржевальского. Певцова до сих пор являются настольными книгами любого учёного, изучающего природу и население Центральной Азии.
Г. Н. Потанин совершил с 1876 по 1899 год пять больших путешествий во внутренние районы Азии. Вдоль и поперёк изъездил он всю Монголию, первым из европейцев побывал в загадочной восточной окраине Тибета, исследовал малодоступную северную часть Азиатского нагорья, изучал части Северного и Южного Китая.
Одна из его экспедиций, самая большая, продолжалась свыше трёх лет. Выехав в августе 1883 года из Кронштадта. Потанин с тремя спутниками проделал морской путь до берегов Китая, затем прошёл через северные провинции Внутреннего Китая в Ордос, зимовал в горах Южного Наньшаня, достиг знаменитого озера Куку - нор - предмета мечтаний всех путешественников, пересёк пустыню Гоби и на родину вернулся только в 1886 году.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.