Гордость русской науки

А Ф Капустинский| опубликовано в номере №550, апрель 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Родина Михаила Васильевича Ломоносова - село Денисовка, Куростровской волости, Двинского уезда. Архангельской губернии. Установлено, что родился он не в ноябре, а в сентябре 1711 года. Отец его был потомственным поморским рыбаком. Немало дней провёл юный Ломоносов на борту галиота «Чайка», помогая отцу в трудном и опасном занятии.

Прекрасна и величественна природа Белого моря. Любознательный юноша часто наблюдал поразительные явления, и его живой, впечатлительный ум пытливо искал им объяснения. С детских лет загорелась в нём страсть к познанию.

В морозный декабрьский день 1730 года Михаил Ломоносов покинул отцовский дом и направился в далёкую, известную лишь по рассказам Москву. Целый месяц пробирался он то пешком, то на попутной подводе к заветной цели - в белокаменную столицу Много трудностей возникало на пути, но стремление учиться было сильнее всего. Здесь он поступил в Славяно - греко - латинскую академию при Заиконоспасском монастыре.

Началась новая жизнь. «Имея один алтын в день жалованья, - писал впоследствии М. В. Ломоносов, - нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба, и на денежку квасу, протчее - на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил». В 1735 году в числе двенадцати учеников, «в науках достойных», он был отправлен в Петербург для обучения в гимназии при Академии наук, только что учреждённой Петром I. Здесь он проучился недолго. Сентябрьским утром Михаил Васильевич с двумя товарищами поднялся на палубу корабля «Ферботет»: Академия посылала их в Германию для обучения металлургии и горному делу.

Зрелым, тридцатилетним мужем науки вернулся М. В. Ломоносов в 1741 году в родные края. С необычайной силой разворачивается неуёмная деятельность молодого адъюнкта Академии. Он работает над книгой по металлургии, представляет диссертации по физике и химии, занимается со студентами, пишет поэтические произведения.

20 июня 1746 года в России впервые прозвучал голос учёного, читавшего лекции не на латинском или немецком языках, а на русском. То был голос М. В. Ломоносова, молодого профессора химии. С первых же дней он решительно восстал против немецких дельцов, хозяйничавших в Академии и презиравших всё русское. Горячий патриот своей родины, он верил в творческую силу русского народа и положил немало энергии, чтобы вырастить своих, русских учёных. В одной из своих од он обращался к грядущему поколению:

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В могучем и широком уме великого учёного возникали творческие замыслы, один смелее другого. М. В. Ломоносов одним из первых понял всю важность экспериментального количественного метода в химии. Он добился постройки химической лаборатории Академии на Васильевском острове и развернул в ней огромную экспериментаторскую работу. Так появилась первая в России учебно - исследовательская лаборатория.

К этому времени относится величайшее открытие М. В. Ломоносова - закон сохранения вещества и энергии. Он экспериментально обосновал свой закон, на многие десятки лет опередив западноевропейскую научную мысль. Французский химик Л. Лавуазье, которому и поныне иногда незаслуженно приписывают открытие закона сохранения вещества, опубликовал свою работу на 21 год позднее М. В. Ломоносова.

В истории культуры человечества мы не знаем никого, кроме М. В. Ломоносова, чья творческая мысль простиралась бы так широко и оставила глубокий след в столь многочисленных науках. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, - писал А. С. Пушкин, - Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, - он всё испытал и всё проник».

Своей «главной профессией» М. В. Ломоносов считал химию, которая по праву назвала его своим отцом. До него эта наука только начинала выходить из младенческого возраста, сбросив с себя обветшалые покровы средневековой алхимии с её бесплодными поисками «философского камня» и «элексира вечной молодости».

В своей работе «Элементы математической химии» М. В. Ломоносов утверждал, что тот, «кто хочет глубже проникнуть в исследование химических истин, тот должен необходимо изучать механику». М. В. Ломоносов основал особую науку - физическую химию.

Проводя исследования по физической химии, учёный как бы заглянул в неведомый мир природы и таким путём за год до Дальтона положил начало современной естественно - научной атомистике. Неутомимый экспериментатор впервые дал определение химическому элементу, назвав его «началом». «Начало, - говорил он, - есть тело, состоящее из однородных корпускул». Корпускулой он именовал то, что мы сейчас называем молекулой. Развитое им атомно - молекулярное учение легло в основу всех его теорий и работ.

Стремясь глубже проникнуть в тайны природы, яснее рассмотреть неземной, звёздный мир, пытливый учёный построил множество оригинальных приборов. Для измерения силы света звёзд он соорудил фотометрическую трубу. Его «ночезрительная труба» позволила наблюдать в сумерках за звёздным небом. М. В. Ломоносов первым в мире стал применять микроскоп для исследований химических явлений.

Летом 1761 года во многих странах мира астрономы наблюдали редкое явление - прохождение Венеры по солнечному диску. С помощью своей зрительной трубы М. В. Ломоносов пристально следил за тем, как планета проходила между Землёй и Солнцем. Он заметил, что перед появлением на солнечном диске тёмного силуэта Венеры край диска словно расплылся.

Не один М. В. Ломоносов обратил внимание на это явление. Но никто не сумел так глубоко понять его существо. Он первый пришёл к заключению, что «планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою». Преломляющиеся в ней солнечные лучи и порождали загадочное явление. М. В. Ломоносов по праву считается пионером нового раздела астрономии - астрофизики, изучающей физические свойства небесных тел.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Календарь «Смены»

«Санкт-Петербургской академии механик»