Январь
В Одессе ещё бесчинствовали белогвардейцы. Жители старались не выходить из домов, чтобы не попасть на глаза распоясавшимся до последней степени бандитам и предателям. Зная уже, что их дни сочтены, они в убийствах и грабежах не знали меры. Невероятно по своей бессмысленной жестокости они расправились с девятью молодыми одесскими коммунистами - подпольщиками, попавшими в их лапы. Морозным декабрьским днём в один из полицейских участков Одессы были доставлены 17 юношей и девушек. Они обвинялись в подрывной работе среди населения, в коммунистической пропаганде и подготовке восстания против «власти». От арестованных требовали одно - выдать подпольные организации города. Чтобы заставить заговорить молодых подпольщиков, некоторым из которых было всего лишь по 16 - 17 лет, их били, душили, пытали самыми мучительными способами. Но никто из них не проронил ни слова.
В четверг 15 января 1920 года состоялся суд над семнадцатью коммунарами. Гордо, с достоинством и превосходством держались они и на заседаниях суда. Когда одной из обвиняемых, Иде Краснощёкиной, судья объявил смертный приговор, она бросила в ответ: «Только и всего? Знайте же, хотя бы вы убивали каждый день по десять человек, наши товарищи берут каждый день по станции и доберутся до вас. Мы умираем молодыми, умираем спокойно, так как за нами и за нас пойдут новые сотни стойких бойцов. Ваша песенка спета ещё раньше, чем вы спели её нам».
Из семнадцати обвиняемых коммунистов девяти были объявлены смертные приговоры, остальным - вечная каторга.
Но и повешение девяти героев не состоялось. Солдаты отказались выполнять приговор. Тогда в ночь на 19 января ворвавшиеся в камеру пьяные офицеры убили их.
На следующий день после казни в подпольной газете «Одесский коммунист» было напечатано их последнее письмо. Вот оно: «Девять коммунистов, осуждённых 4 января 1920 года военно - полевым судом на смертную казнь, шлют свой предсмертный прощальный привет товарищам. Желаем Вам успешно продолжать наше общее дело. Умираем, но торжествуем и приветствуем победоносное наступление Красной Армии. Надеемся и верим в конечное торжество идеалов коммунизма».
В летопись подвигов, совершенных комсомольцами в годы гражданской войны, одесские герои вписали одну из ярких страниц.
Царские «усмирители» перебили в Бездне в 1861 году 50 крестьян и казнили их вожака Антона Петрова. По поводу этого события А. И. Герцен так писал в «Колоколе»:
«О если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской!... Как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским синодом и немецким царём...»
Это и многие другие подобные выступления в вольной русской прессе («Колокол» издавался Герценом в Лондоне) позволили В. И. Ленину в его известной статье «Памяти Герцена» заявить, что Герцен «боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царём. Он поднял знамя революции».
А. И. Герцен принадлежит к числу дворянских революционеров. С юношеских лет он воспитывался на вольнолюбивой поэзии Пушкина и Рылеева, сыгравшей крупную роль в идейной подготовке восстания декабристов. «Декабристы разбудили Герцена», - писал В. И. Ленин.
В «Былом и думах» Герцен сам признавался, что «казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Через два года после казни декабристов Герцен вместе со своим другом Огарёвым клянутся на Воробьёвых горах отдать свою жизнь борьбе за свободу.
В 40 - х годах прошлого века, когда развернулся творческий гений Герцена, Россия была отсталой, крепостнической страной. В тех условиях Герцен, естественно, не видел революционного народа и не мог верить в него. Отсюда его народнические иллюзии о «социалистичности» права на землю, непонимание природы классовой борьбы. Но, тем не менее, исключительно велики заслуги Герцена в подготовке русской революции. Ленин писал о Герцене, что «в крепостной России 40 - х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени... Он пошёл дальше Гегеля, к материализму вслед за Фейербахом... Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом».
Царские сатрапы объявили Герцена «смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества». Он был брошен в тюрьму, а затем сослан в Вятку. В 1847 году ему удалось покинуть Россию. После долгих скитаний по Франции, Италии, Швейцарии великий просветитель поселяется в 1852 году в Лондоне, где организует Вольную русскую типографию и приступает к изданию революционной литературы («Полярная звезда», «Колокол»).
К лондонскому периоду жизни А. И. Герцена относится и его работа над глубоким и блестящим художественным произведением «Былое и думы».
Герцен любил русский народ и был предан ему до последнего вздоха.
Когда минуло сто лет со дня рождения Герцена, Ленин в 1912 году писал: «Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории; учится понимать, что беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы...»
Жизнь показала, насколько пророческими оказались эти ленинские слова.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.