Калининградский старожил

Т Печерникова| опубликовано в номере №544, январь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Виктор Дюков - один из старожилов Калининграда. Старожил! Это слово мало подходит к двадцатидвухлетнему человеку. Тем не менее это так.

... В первые дни существования самой молодой в Российской Федерации области прибыл сюда поезд. Он привёз оборудование, материалы для будущего вагоностроительного завода и рабочих. Среди них был Виктор Дюков, совершивший первое путешествие в своей жизни.

Большое разочарование испытал Виктор, когда вместо огромного завода, нарисованного его воображением, он увидел полукустарные, насквозь прочерневшие мастерские.

Всё на этом старом, неустроенном заводишке предстояло переделывать на свой лад. Но вместе с тем нельзя было медлить и с производством думпкаров - саморазгружающихся вагонов, которых ждало советское хозяйство.

Виктор Дюков был тогда, пожалуй, одним из самых молодых на заводе. Но опыт и уменье советских людей часто значительно опережают их возраст. А Виктор отлично окончил ремесленное училище, да ещё полтора года успел поработать на Калининском вагоностроительном заводе. На новом месте ему пришлось не только совершенствовать своё мастерство, но и учить других.

- Нам срочно нужны долбежники, - сказал на первом же собрании рабочих директор завода, выяснив, что очень немногие из рабочих владели этой специальностью.

Скоро на заводе появилось пять новых долбёжников, обученных Виктором Дюковым. Каждую свободную минуту использовал он, чтобы подсказать своим товарищам, как та или другая деталь устанавливается на станке, как она обрабатывается.

Потом на заводе появилась нужда в строгальщиках. И слесарь - долбёжник Дюков решил овладеть новой специальностью. По две смены не уходил он домой, осваивая строгальный станок, изучая назначение каждой детали. Сам он его и собрал, сам пустил в ход. Сначала работа не очень спорилась.

Но вот через некоторое время, когда в ещё неустроенных цехах гулял ветер, во дворе завода появилась «молния»:

«Вчера строгальщик Дюков выполнил три нормы! Берите пример с передовика!»

Потом всё чаще я чаще стали появляться эти «молнии», рассказывающие о новых рекордах молодого строгальщика.

Но только ли в личных рекордах смысл стахановской работы? Ещё в стенах ремесленного училища научился Дюков социалистическому отношению к труду. Мало самому хорошо работать - нужно добиться этого и от других, передать им своё, пусть ещё только начавшее крепнуть мастерство.

Есть у Дюкова сменщик Павленко. Стоит только понаблюдать за ним во время работы, чтобы увидеть, как много общего у него с Дюковым: та же сноровка, такая же чистота стружки и ни минуты простоя.

- Ученик Виктора, - одобрительно сказал о Павленко начальник цеха. - Был когда - то в его бригаде, а теперь сам бригадир.

И Анатолий Стайченко и ещё многие другие, что прекрасно работают теперь, - тоже его ученики.

Пришла на новую советскую землю вторая весна, ранняя и солнечная. Деревья покрылись молодыми клейкими листьями, набирали бутоны тюльпаны, нарциссы, посветлело обычно сероватое Балтийское море. На вагоностроительном заводе был праздник. Во дворе его собралось много людей, чтобы пожелать доброго пути своим первым думпкарам.

А потом в адрес завода стали приходить многочисленные письма. Дальневосточники, уральцы, донбассовцы благодарили калининградцев за саморазгружающиеся вагоны.

Всё шире разгоралось соревнование рабочих. Сотни рационализаторских предложений, претворённых в жизнь, помогали экономить металл, время, облегчали производственные процессы.

В сборочном цехе мы познакомились с молодым рационализатором Александром Кузнецовым. Он показал нам свой пневматический прижим, которому уступил место винтовой домкрат, применявшийся раньше при подгонке листов верхней рамы.

- Этим домкратом мы вручную пользовались, понимаете? - стараясь перекричать неумолчный грохот гигантского цеха, объяснял нам Кузнецов. - А пневматический прижим и работу облегчает н экономит много времени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены