Однажды летом

Сергей Никитин| опубликовано в номере №566, декабрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кирюшка спал, вольно раскинувшись в тени старых ветел, когда на покосном стане появилась Зойка. Косцы видели, как она, осаживая неосёдланную лошадь, спустилась по крутояру в воду и поплыла к ним.

- Моста тебе нет - в самую быстрину - то лезешь, - ворчливо встретил её старик Вяхрев. Он сидел на земле н, прижимая к груди круглый хлеб, кромсал его ножом.

- Ничего, тут скорее. А где Кирюшка?

- Кирюшка - то? Вон под ветлами дрыхнет, - махнул старик рукой, в которой держал нож. - А на что он тебе?

- Надо! - коротко ответила Зойка и, сильно хлестнув лошадь длинным ивовым прутом, пустила её крупной рысью.

- А, это ты! - сказал Кирюшка, разбуженный довольно чувствительным ударом прута по голым ногам.

- Новость знаешь? - спросила Зойка. Она села рядом с ним и, вскинув загорелые, по - девичьи тонкие руки, стала поправлять свои жёлтые, как свежая солома, волосы.

Кирюшка терпеливо ждал.

Было слышно, как в траве звенят кузнечики... Оцепенелая знойная тишина... И вдруг, разбивая её, один за другим стали падать полновесные удары сигнального колокола: бом... бом... бом...

- Ну, рассказывай, что ли, какая там новость, - нахмурился Кирюшка. - Пора мне.

Новость была такая, что Кирюшкины брови поползли вверх, а лицо его, обычно степенное и суровое, осветилось радостной улыбкой.

Ещё весной, когда семь колхозов Новограевского сельсовета объединились в один и этот новый колхоз, ворочающий миллионными средствами, ощутил прилив свежих сил, началась близ деревни Ивняки постройка гидростанции. Над волнистым стременем Тезы быстро вырос крепкий сруб, на берегу лежали груды белого камня, приготовленные для плотины, но колхозникам этот темп работ показался всё же недостаточным. Давно уже всем надоела чадная керосиновая лампа, ставшая чем - то недопустимо обидным с тех пор, как пригородный совхоз, куда совершались экскурсии со всего района, полностью электрифицировал своё хозяйство. Однажды секретарь райкома Каркасов пообещал организовать на строительстве гидростанции воскресник городских комсомольцев. С той поры председатель колхоза Аграфена Головина - женщина, отмеченная многим» наградами, известная по всему району своим напористым и независимым характером, - методично, изо дня в день звонила в райком:

- Ну, как, обещанного три года ждут? И каждый раз Каркасов спокойно отвечал:

- Хорошая поговорка. Возбуждающая.

В то утро секретарь позвонил сам. Зойка сидела в правлении и сняла трубку. В трубке раздалось сразу несколько голосов Зойка безошибочно выделила из этого хаоса спокойный голос Каркасова, хотя впервые слышала его по телефону.

- Готовьтесь, - говорил секретарь. - Завтра приедут. Да, утром, рано утром... Питание на триста человек. Три - ста, - повторил он, чуть повысив голос.

И, так же внушительно разделяя слоги, Зойка оказала Кирюшке:

- ... Три - ста. Собери всех комсомольцев, которые у вас тут на стане есть, - и утром на гидростанцию. Понял? Бригадиром у вас кто? Вяхрев? Ну вот, скажи ему: мол, так Аграфена распорядилась. Будем с городскими работать.

Зойка отвязала от ветлы лошадь, повела её в поводу, но через несколько шагов остановилась и поманила к себе Кирюшку.

- Я вот всё думаю, - неуверенно начала она, - чем бы их встретить. Ну, Аграфена, конечно, там молоко, сметану, хлеб готовит... ещё чего - то, не знаю, в общем. А мы - то, комсомольцы, чем своих встретим?.. - Вдруг она сильно хлопнула Кирюшку по плечу: - Говорят, ты рыбные места знаешь? Пойдём, наловим гостям на уху. Фрося Поливанова, знаешь, какую уху варит?!.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены