В Андреевке

С Крутилин| опубликовано в номере №506, июнь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

В кузове автомашины тесно. Люди сидят на узеньких свежевыстроганных досках, стоят, опираясь на плечи друг другу. Здесь и агрономы, и практиканты сельскохозяйственного техникума, и звеньевые, и даже журналисты... Где - то впереди девушки поют «Катюшу»; они как бы пробуют свои голоса: песня то затихает, то, звонкоголосая и задорная, звучит, заглушая собою и рокот мотора и людской говор.

Рядом со мной сидит пожилая колхозница в большом цветастом платке. Лица её мне не видно: я вижу её жёсткие, по - мужски широкие ладони, слышу её жалобный сдержанный голос:

- Я ещё прошлой весной говорила ему, Карпычу, что участок для картофеля не пригоден... Не верил... Ну вот... пусть он самолично убедится... Я его сегодня чуть не силком утащила... Иди, мол, посмотри, как у Диеновой...

Машина проворно бежит необозримо ровными полями. Изредка мелькают далёкие перелески, отдельные деревья, сады, сёла. Люди машут руками, спрашивают что - то.

- В Андреевку! - отвечает с машины звонкий девичий голос...

Вот и Андреевка. Чистые, аккуратные домики, крытые под железо, перед окнами палисадники. Цветут вишни и черёмуха. Машина сворачивает с центральной асфальтированной улицы и мимо колхозного правления, мимо клуба и пруда направляется за околицу. На широком лугу все выпрыгивают из кузова и, растянувшись цепочкой, осторожно, придерживаясь межи, стараясь не затоптать разрыхлённой, взласканной человеческими руками земли, идут в поле, туда, где больше всего народу. По пути придирчиво рассматривают колышки с обозначением участков, корзины с заготовленными для посадки клубнями, ощупывают, разминая на ладонях, землю:

- Картошка - то на подбор... одна к одной... - Чернозём...

Подойдя, здороваются: с одним - по - дружески, за руку, похлопывая по плечу; с другим - вежливо, почтенно:

- Здрасть, Георгий Михайлович...

Георгий Михайлович - это Данилов, секретарь райкома партии. Приземистый, плотный. но очень подвижной мужчина, лет сорока семи, в запылённых с отвёрнутыми наружу голенищами сапогах, в выгоревшем, полинявшем плаще, видавшем и дождь и вьюгу, бывавшем и з приёмной секретаря ЦК и в любой крестьянской избе. Всех приехавших сюда он знает, со всеми здоровается, то и дело снимая свой серенький с узеньким козырьком картузик. Он душа этого важного начинания. По его предложению Герой Социалистического Труда Валентина Дианова проводит сегодня показательную посадку картофеля на участке своего звена.

- Учить, учить людей надо, - объясняет Данилов, - ведь посудите сами: в прошлом году у пас было всего сорок пять звеньев высокого урожая, а сегодня их более шестисот! А звеньевые, - посмотрите, в основном молодёжь!

Я смотрю. Да, молодёжь. Широким полукругом стоят на обочине делянки Героя юноши в военных гимнастёрках без погон, но, как солдаты, при чистых, белых воротничках, девушки в цветных шёлковых косынках, разряженные, праздничные. Лица у всех обветренные. Большие глаза жадно раскрыты. Стоят и внимательно, не мигая, смотрят на пашню. А там, на пашне, такие же, как и они, простые девушки, их подруги неторопливыми, размеренными движениями рук укладывают в землю клубни картофеля с небольшими беленькими ростками.

Впереди идёт Валя Дианова. Она ничем особым не выделяется от других девушек своего звена. На ней рабочая вязаная из шерсти кофточка, беленькое, чёрными клеточками, ситцевое платье. Светло - русые волосы, небрежно повязанные платочком, спадают на вспотевший лоб. Валя стесняется поправить выбившийся локон. Да и некогда к тому же. Она идёт вслед за нарезчиком и посыпает борозду выдержанным перегноем, или, как его здесь называют, «сыпцом». На пару с ней работает Дуся Соколова, её любимая подруга, комсомольский организатор и первый помощник во всех её делах. Дуся укладывает клубни в землю. Следом за ней, по заваленной борозде, идут приехавшие гости: смотрят, наблюдают, спрашивают. В руках у Дуси смерок: расстояние от одного клубня до другого должно быть выдержано: точно 30 сантиметров. А то, вон, Георгий Михайлович уже вымеряет рулеткой (откуда она у него!), правильно ли соблюдается ширина борозд.

- Не ошиблись? - спрашивает у него Степан Михайлович Каретников, председатель колхоза.

- Точно! Тридцать на семьдесят, - отвечает секретарь райкома, свёртывая рулетку.

И шагая через две борозды, проходит к собравшимся. Он приглашает всех на луг. Туда же, окончив работу, приходит и Дианова со своими девушками.

Здесь, на лугу, возле колхозного пруда, начала свою работу своеобразная «академия», как назвал это собрание главный агроном Московского областного земельного управления тов. Шевцов. «Академия» эта наглядно продемонстрировала, что только в нашей стране, в стране победившего социализма, возможно истинно творческое содружество людей. Собрались агрономы, бригадиры, председатели колхозов, звеньевые - люди науки и практики, - собрались, чтобы послушать знатную героиню, узнать, в чём секрет её победы.

Дианова коротко рассказала о прошлогоднем успехе её звена. Да, было такое дело: собрали по 537,2 центнера с каждого из 5 гектаров, но об этом не стоит говорить... Она отметила даже допущенные в тот год ошибки: введение в почву соломистого, неперегоревшего навоза, погрешности в дозировках минеральных удобрений. При том обязательстве, которое сегодня взяло на себя звено - 700 центнеров с гектара на площади 6 гектаров, -

повторение подобных ошибок, было бы равносильно поражению.

- Особое внимание, - говорит звеньевая, - мы уделили подготовке почвы: землю вспахали на глубину до тридцати пяти сантиметров, ввели на каждый гектар по шестьдесят тонн навоза да по три тонны азотного и калийного суперфосфата.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены