Русоволосый юноша с прической на прямой пробор, в алой шёлковой рубахе с синим пояском, выходит на середину круга, взмахивает платком и легко притопывает:
- Перва!...
Круг размыкается, и девушки в пёстрых сарафанах выступают вперёд, чтобы горделивым и будто случайным поворотом плеча пригласить своих партнёров. Те отвешивают низкий, немного старомодный поклон и, обхватив талии девушек, выводят их на первое «колено» кадрили. Есть в этом робком и целомудренном приглашении к танцу что - то очень хорошее, очень радостное и светлое!
А парень с синим пояском похаживает по кругу, притопывает:
- Втора!... Третья!...
И сияет чистотой и очарованием юности знаменитая «давыдковская кадриль», родившаяся ещё полвека назад в ярославской деревне, в селе Давыдкове, и восстановленная сейчас во всей её самобытности колхозными танцорами Давыдковского дома культуры.
Яркие и самобытные таланты, поднявшиеся в нашей колхозной деревне, увидели мы на прошедшем в феврале в Москве заключительном смотре сельский художественной самодеятельности Российской Федерации. Бережно и любовно собирает наш народ крупицы народного творчества, облекая их в свои танцы и песни. Все эти «давыдковские» и «уральские» кадрили, песни гдовской старины и саратовские переборы, рязанские наигрыши и северные переплясы исполнены такой бодрости, такой глубокой и чистой поэзии, что и в самом деле смотр сельских художественных коллективов был неспроста назван праздником колхозного изобилия и колхозной культуры.
Несколько месяцев длилось в сёлах РСФСР это необычайное соревнование талантов. Около полутора миллиона человек оспаривало право на поездку в Москву для участия в заключительных концертах. Девяносто тысяч сельских кружков добивались этой чести.
Столица с радостью встречала своих гостей. Они приехали с Волги и Урала, с Дона и Кубани, из горных селений Дагестана и Кабарды, из степей Алтая и Бурят - Монголии. Певцы из Якутии проделали длинный путь на оленях, на самолётах и в поездах, прежде чем попасть в Москву. Тысячи километров покрыли на пути в столицу посланцы далёкой Тувы.
Среди участников смотра были колхозные бригадиры и звеньевые, трактористы и механики МТС, сельские учителя, врачи и агрономы.
На сцене Колонного зала Дома союзов и Большого театра Союза ССР они продемонстрировали своё редкостное по красоте искусство. Заключительные концерты смотра художественной самодеятельности превратились в красочный и волнующий праздник народной песни и пляски. Колхозные певцы и танцоры, музыканты и чтецы показали бурный расцвет самодеятельного искусства на селе, возросшую культуру советского крестьянства.
В концертах выступало 2500 участников. Очень хороши были сельские хоровые и танцевальные коллективы, которыми руководят сами колхозники. С задушевной теплотой и широким размахом исполнили «Песню о Ладоге» певцы колхоза «Красный шум», Мгинского района, Ленинградской области. Этим хором уже много лет руководит бригадир овощеводческой бригады Анна Михайловна Воротилова - усердная собирательница ленинградского песенного фольклора. Большим успехом пользовался хор Чегановского колхоза - миллионера, Ивановской области, которым руководит сельская учительница Анна Сергеевна Евгенова.
Певцы Осинского районного дома культуры, Молотовской области, исполнили чудесную лирическую песню «Урал голубой» и шуточные уральские припевки. Задорно и жизнерадостно пели свадебные плясовые песни колхозники из «Красного пахаря», Курской области. Им аккомпанировал собственный колхозный оркестр, в состав которого входят свирели, скрипка, губные гармошки, пастушеские рожки.
На концерте в Большом театре эти коллективы выступили совместно. С огромным подъёмом объединённый хор исполнил Гимн Советского Союза и «Песню о Москве» В. Захарова.
Выступление объединённого хора, в состав которого вошли колхозные певцы из многих областей и национальных республик Российской Федерации, ярко отобразило высокую музыкальную культуру колхозной деревни. Хор исполнил песню композитора К. Некрасова «Славим Родину» и русскую народную песню «Долия - раздолия».
Певцы располагали в Москве очень небольшим временем для репетиционных спевок. Тем не менее, слушатели были поражены слаженностью и музыкальностью хора, который не уступал в своём мастерстве лучшим профессиональным хоровым ансамблям. Его выступление характеризовалось широтой, мощью и чистотой звука. Объединённым хором дирижировал народный артист РСФСР проф. А. Свешников.
С успехом выступили кубанские, донские и оренбургские казачьи ансамбли. Казаки - колхозники из Краснохолмского района, Чкаловской области, спели старинную войсковую песню «Оренбуржцы - казаки». Ансамбль донских казаков, в который вошли плясуны четырёх районов Ростовской области, показал великолепный пляс с клинками, выдержанный в стремительном темпе горячей кавалерийской схватки. Этим талантливым коллективом руководят бригадир рыболовецкого колхоза Е. Халевич и колхозный плотник С. Харченко.
С интересом слушали москвичи выступления национальных коллективов. Певцы и танцоры из Чувашии и Мордовии, Удмуртии и Якутии, из Татарской и Башкирской АССР продемонстрировали свои народные песни и пляски, переходящие из поколения в поколение. Девушки из Горно - Алтайска исполнили чудесный «Трудовой танец алтайских девушек», воспевающий радость свободного труда. Шумный успех имели танцоры - джигиты из села Картам и аула Вольный, исполнившие кабардинские народные танцы.
По всей Бурят - Монголии идёт слава о колхозе - миллионере «Улан - Эрхерен» из Заиграевского аймака.
Несметные отары тонкорунных овец пасутся на землях этого колхоза. Колхоз известен и тем, что уже много лет в нём существует хор, без которого не обходится ни одно празднество.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из Одесской тетради
К 125-летию со дня рождения А. Н. Островского