Недавно мне случилось побывать на Кировском заводе в Ленинграде. Я попал туда в примечательный день: молодые стахановцы и комсомольско-молодёжные бригады, занявшие первенство в соревновании в честь 30-летия комсомола, получали красные вымпелы - знак трудовой доблести, учреждённый и присуждаемый ежемесячно заводским комитетом комсомола.
В послеобеденный час, по установившейся традиции, в цехе собрались свободные от работы молодые стахановцы. Чествовать победителей пришло много старых рабочих.
Эта торжественная встреча, как я узнал потом, почти ничем не отличалась от других подобных встреч. Это был просто разговор по душам между старым и новым поколениями путиловцев. Молодой воспитанник ремесленного училища, только что начавший свой трудовой путь, и седой рабочий, отдавший заводу не один десяток лет, говорили друг с другом с обоюдным интересом. Начинающий хотел больше узнать о своём заводе, о том, что ждёт его впереди; ветеран с гордостью рассказывал о пережитом, вспоминая всё, что составляет славу его завода, его собственную славу.
Ожидание начала официального торжества, когда комсорг прочтёт решение комитета, назовёт имена лучших и вручит им вымпелы победителей, не казалось томительным. Рабочие, разбившись на небольшие группки, вели непринуждённый разговор.
Тесным полукругом обступила молодёжь ветерана завода коммуниста Василия Васильевича Васильева. Старому путиловцу было о чём рассказать. Он помнил ещё каторжное николаевское время, дубину мастера и грошовые заработки. Потом прогремели радостные дни Октября, штурм Зимнего. Хорошо помнит Васильев кипучую работу по организации первых союзов рабочей молодёжи под руководством токаря пушечных мастерских, молодого большевика Васи Алексеева, красногвардейские атаки против врагов революции...
- Помните всегда, - говорил Василий Васильевич: - корень ваш тут, на этом заводе, здесь началась жизнь ваша. Дорожите этим и гордитесь своим заводом. И никогда не забывайте, что к нам, за Нарвскую заставу, приходили Ленин и Сталин. Они нам путь к новой жизни указали. Их посланцы всегда бывали у нас на заводе. Михаил Иванович Калинин работал в нашем цехе. Бывал у нас и Сергей Миронович Киров. Он попросту разговаривал с рабочими и учил, как надо жить. В дни радости и в дни великой беды мы всегда видели на заводе Андрея Александровича Жданова. Путиловцы, говорил он, ещё ни разу не подводили и не подведут. И это правда. За это нам высокая награда была. Три ордена дали. Великая в этом честь!
Все стоявшие возле Василия Васильевича не сводили с него своих взоров. Смогут ли они что-либо прибавить к славе, наследниками которой они являются теперь? Этот вопрос, наверное, задавал себе не один из присутствовавших здесь молодых рабочих.
Через некоторое время я подошёл к другой группе. Тут я услышал имя Наты Колятиной. Какая-то девушка горячо доказывала своим подружкам, что нормы можно перевыполнять с первых же дней, - надо только захотеть, - и при этом ссылалась на пример Колятиной.
Ната Колятина, как выяснил я позднее, работает сейчас в отделе главного механика и одновременно готовит дипломный проект на звание конструктора. Её тема - «Проектировка лебёдки для трелёвочного трактора». У Наты короткая, но яркая биография. На завод пришла она в грозные дни блокады. Её поставили на подготовку состава для формовочных работ. Работа трудная, требующая физической силы и сноровки. Нате недоставало ни того, ни другого.
Но зато у неё в избытке была воля к победе, и это решило успех. Девушку заметили. Вскоре её назначили бригадиром. Работать приходилось много - столько, сколько требовал осаждённый врагом Ленинград. По вечерам вся бригада во главе со своим бригадиром несла дежурство на крышах.
Большое горе постигло бригаду Наты Колятиной. Однажды во время сильного артиллерийского обстрела завода погибли Аня Барышева и Лёля Баранова и тяжело были ранены Сима Морозова и Женя Алексеева.
На другой день до начала работы Ната Колятина обратилась к своей бригаде с прочувствованными словами:
- Дорогие девушки, с нами нет наших подруг. Поклянёмся, что мы отомстим за них и стахановским трудом поможем отстоять наш родной город!...
В этот день бригада Наты Колятиной, несмотря на то, что потеряла лучших работниц, выполнила полторы сменных нормы, а ещё через день - уже две нормы. На заводских стенах появились яркие плакаты с призывом: «Мстите проклятым фашистским извергам, как наши славные патриотки бригады Наты Колятиной!»
Их стали называть на заводе «бригадой мстителей». Эта бригада регулярно вырабатывала не меньше трёх норм, а в отдельные дни - даже четыре. Слава «мстителей» разнеслась далеко за пределы завода, дошла до фронта, и оттуда девушкам слали письма бойцы и благодарили за помощь.
И по сей день на заводе с гордостью вспоминают работу молодых патриоток.
... Моё внимание привлёк веснушчатый паренёк с клоком непокорных волос, выбивавшихся из-под промасленной шапчонки, который с пристрастием допытывал сверстника:
- Виктора Кожанова ты знаешь?
- Это тот, который девять годовых норм выработал? Как не знать, его все знают.
- А ещё что знаешь о нём? - сощурив глаза, испытующе допрашивал паренёк.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.