смотрим свысока».
Обладатель незаурядного публицистического таланта, Маяковский в своих искромётных дорожных записях срывает маску ханжества и фальши с припудренного облика Нового Света: «...право называть себя Америкой Соединённые Штаты взяли силой, дредноутами и долларами, нагоняя страх на соседние республики и колонии. Только за одно моё короткое трёхмесячное пребывание американцы погромыхивали железным кулаком перед носом мексиканцев по поводу мексиканского проекта национализации своих же неотъемлемых земельных прав; посылали отряды на помощь какому - то правительству, прогоняемому венесуэльским народом; недвусмысленно намекали Англии, что в случае неуплаты долгов может затрещать хлебная Канада; того же желали французам и перед конференцией об уплате французского долга, то посылали лётчиков в Марокко на помощь французам, то вдруг становились марокканцолюбцами и из гуманных соображений отзывали лётчиков обратно. В переводе на русский: гони монету - получишь лётчиков...»
Три десятка лет, столь решительно изменившие лицо России, ничего не изменили по ту сторону океана, где «замахнулась кулаком с факелом американская баба - свобода, прикрывшая задом тюрьму Острова Слёз».
Как и для другого нашего великого современника, А. М. Горького, для Маяковского не было более высокого, более прекрасного понятия, чем человек; недаром в общеизвестных стихах говорит он о советском паспорте, как о «дубликате бесценного груза».
В Америке поэт на каждом шагу сталкивается с поруганным достоинством человека. Стоит вспомнить хотя бы его проникнутые горечью стихи о негритянской матери, продающей себя подгнившему «свиному королю» Свифту во имя спасения семьи и получившей вместе с долларами страшную болезнь:
«В политику
этим
не думал ввязаться я.
А так
срисовал для видика.
Одни говорят -
«цивилизация»,
другие -
«колониальная политика».
В стране, где «скрежещет механика», где «дома длиною до звёзд», где «сплошной электрический ветер», поэт видит контрасты буржуазного общества, мещанскую «добродетельную» мораль, возведённую на пьедестал пышных и лживых «свобод». Вот она, неприглядная картина «разбольшущего дома в Нью - Йорке», возникшая при «поэтическом разрезе»!
Здесь в «норках и каморках», напоминающих «дооктябрьский Елец аль Конотоп», предстают перед читательским взором полисмены, которые «лягут с собаками за чужое добро», бюро - конторы, где «ест промокашки рабий пот», акционеры, которые «делят миллиарды», убийцы и барышники, нажившиеся на «изготовлены ветчины из лучшей дохлой чикагской собачины». А над всем этим многоэтажным безобразием «ест в ресторанной выси -
...большие крохи
уборщик - негр,
а маленькие крошки
крысы».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.