Стихи Семена Гудзенко
Семён Гудзенко - один из одарённых и активных представителей того поколения поэтов, которые начали свою литературную деятельность в годы Отечественной войны.
Почти каждое стихотворение Гудзенко - это маленькая новелла, сжатая и напряжённая. Недаром Гудзенко так часто обращается к балладе. Он любит сюжет в стихотворении, и сюжет не обычный - острый, конфликтный. Гудзенко стремится изобразить душевный рост своего молодого героя во всей его сложности и даже противоречивости. Стихотворение «Перед атакой» показывает преодоление страха смерти силой ненависти к врагу. Ещё более характерна «Баллада о дружбе». Герой её должен был сам решить: он или его друг пойдёт на рискованное задание. И он находит в себе силы преодолеть упорную жажду жизни.
Вернувшись из опасной операции, он узнаёт, что друг его не вынес тревоги за судьбу товарища и ушёл вслед за ним, ушёл, чтобы не возвратиться... Так дважды победило чувство дружбы, душевное благородство советского человека.
Интересная и своеобразная книга Гудзенко «Однополчане» (1944 год) страдала, однако, серьёзными недостатками. Изображая подвиг советского бойца, поэт не умел ещё вскрыть идейных основ этого подвига.
Вышедшие вслед за «Однополчанами» сборники стихов С. Гудзенко «Стихи и баллады» (1945) и «После марша» (1947) свидетельствовали о переходном периоде в его творчестве. Первая свежесть жизненных впечатлений, отличавшая начало работы Гудзенко, в книге «Стихи и баллады» потускнела, уступив место в ряде стихов условно-литературному преломлению темы войны. Попытка Гудзенко расширить тематические пределы своего творчества не очень удавалась ему.
Семён Гудзенко «Битва». Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 1948; Семён Гудзенко «Закарпатские стихи». «Советский писатель». 1948.
Но были в книге и некоторые значительные вещи. Таковы стихи «Надпись на камне» и «Дожди», где остро передано ощущение поэтом долга перед своим поколением. В «Балладе о знамени» Гудзенко уже прямо говорит о самом главном: о революционной целеустремлённости нашей борьбы. Герои стихотворения, советские бойцы, упорно сопротивляясь врагу, считают, однако, что они ещё не вправе развернуть знамя с вышитым на нём силуэтом Ленина: «Сделано очень мало, чтобы его развернуть». Только в период решительного наступления выносят бойцы вперёд знамя с обликом вождя. Образ Ленина - могучая сила, поднимающая советских людей в бой: «Мы развернули знамя, чтобы вперёд идти». Замечательна концовка стихотворения, где воедино сливаются образы великих вождей Ленина и Сталина: «Вот она, знакомая рука, глубина видавших битвы глаз... Генерал седой с броневика нам читает сталинский приказ».
Самая значительная вещь в книге «После марша», посвященной периоду нашего наступления, - поэма «Памяти ровесника». Здесь наиболее полное воплощение находит тема кровной связи со своим поколением, которую мы и прежде встречали у Гудзенко.
Входя победителем в освобождённый Киев, герой поэмы как бы выполняет завет павшего товарища. Здесь дружба двух бойцов становится символом единства и верности Родине целого поколения советской молодёжи: «И если я погибну, до конца мне будет верен мой ровесник...»
Однако в целом сборнику «После марша» ещё недостаёт глубины содержания. Большая, исторически значительная тема похода наших войск на Запад осталась не раскрытой поэтом.
Сущность этого явления по-своему преломляется в новой книге С. Гудзенко - «Закарпатские стихи» (1948), которая может считаться наиболее значительной после «Однополчан» - уже не только искомым, но и найденным.
Самое главное в «Закарпатских стихах» Гудзенко - стремление осмыслить серьёзные социальные перемены, происшедшие в одной из молодых областей нашей Родины. Зарубежного туриста привлекла бы здесь экзотика быта и природы. Советский поэт Гудзенко, идя по стопам Маяковского, видит становление новой, советской жизни в Закарпатье, победу нового над старым. Это становление происходит при ближайшей помощи всего советского народа.
Особенно характерна в этом смысле «Баллада о трактористе» - лучшее стихотворение в книге. Герой этого стихотворения, тракторист из Полтавской МТС Мыкола Чумак, приехал на работу в Закарпатье. Он выходит на пахоту, но искромсанная межами единоличных участков земля не даёт ему развернуться. Выросший в советских условиях, он не привык к таким лоскутным полям: «Никогда не видел он межи, - только фронтовые рубежи». И, потеряв терпение, герой задорно восклицает: «Я вспашу - поделите потом!» Только тогда увидели закарпатцы, какая красота в огромном земном просторе, не разделённом на узкие, жалкие клочки: «И село задумалось всерьёз. Я потом слыхал от старика, что организован там колхоз имени Мыколы Чумака».
«Закарпатские стихи» вышли в преддверии 30-летия комсомола. Отрадно отметить, что в новой книге Гудзенко впервые развёрнуто показывает своего героя как сознательного носителя передовых идеалов советского времени.
Ряд своих последних стихов («Танк», «Испанская баллада», «Мир и война», «Слово солдата») Гудзенко посвятил разоблачению поджигателей новой войны, борьбе народов за мир и демократию.
После поездки в Туву С. Гудзенко работает над книгой стихов, в которой стремится показать своеобразные, исторически значимые явления, происходящие там. То, что внимание поэта обращено сейчас на победу новых, социалистических начал, то, что он стремится к активному участию в борьбе за их торжество, убедительно свидетельствует об одном: вместе со своим поколением он «снова, как полагается, на самой передовой».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.