Обращаясь к рабоче - крестьянской молодёжи, впервые получившей широкую возможность овладеть вершинами знаний. Горький требовал от неё страстной, упорной, творческой учёбы. Студентам вновь открытого Уральского университета он писал в 1921 году: «Вы, юношество, пришли сюда, в храм разума, для того, чтобы выйти отсюда умными, честными, смелыми борцами за свободу вашего духа, вашей мысли... Вы должны работать для усвоения знаний и дальнейшего развития их с полнотою чувства, восходящего до фанатизма... Будьте бодры, учитесь... Исследуйте».
В дальнейшие годы, находясь на лечении в далёком Сорренто, Алексей Максимович постоянно поддерживал связь с молодёжью нашей страны, находил время отвечать на большое количество прибывавших из СССР писем, в том числе и на письма студентов советских вузов.
А. В. Луначарский, близко знавший писателя на протяжении десятилетий, свидетельствует: «Горький больше всего любил бывать среди молодёжи, здесь для него была настоящая жизнь». Приехав в СССР, Алексей Максимович почти ежедневно общался с молодыми людьми.
Пламенный патриот социалистической Родины, Горький радовался тому, что в Советской стране растут новые, скроенные из отличного материала люди. Творческая энергия молодёжи СССР, её стремление к учёбе радовали, восхищали писателя. Под впечатлением бесед со студентами он писал: «Университеты, рабфаки переполнены здоровой, умной молодёжью, и её стремление учиться... велико».
В последние годы своей жизни Горький выполнял огромную работу в области социалистической культуры. Однако он всегда находил время, чтобы отметить новые победы молодого поколения в борьбе за овладение крепостью науки и поддержать учащуюся молодёжь в её стремлениях.
В 1931 году Горькому прислали письмо рабфаковцы Серпухова. С гордостью они сообщали: в городе имеется 5 учебных заведений: медицинский факультет и четыре техникума, - что «все способные учиться учатся». Писатель тотчас же ответил рабфаковцам: «Получил ваше письмо и, разумеется, обрадован вашими успехами, - горячо поздравляю вас». Восторгаясь ростом творческих сил советской молодёжи, Горький рассказал своим корреспондентам об одичании буржуазной культуры, в частности об упадке высшего образования в Европе и Америке. Он сравнивал положение нашего студенчества с зарубежным и заявлял на весь мир, что в СССР созданы поистине блестящие условия для учёбы, для воспитания высокообразованной интеллигенции. Он писал: «В нашей стране жажда знаний разгорается всё более пламенно: особенно мощно и продуктивно эта жажда заявляет о себе в области науки и техники».
Неустанно указывая советским студентам, что с их пути сброшено и выметено всё, что уродует образование в буржуазных государствах Европы и Америки, Горький неизменно стремился повысить культуру учащихся советской высшей школы, поднять качество их учёбы. В его статьях, письмах и речах мы находим мудрые практические советы нашему студенчеству.
Прежде всего, Горький напоминал студентам, что участие в строительстве коммунистического общества требует широких научных знаний. По определению писателя, «наука - самое острое и мощное оружие»
нашего народа в борьбе за счастье Родины, и поэтому следует «неутомимо вооружаться знанием», памятуя, что без упорства и творческого пафоса нельзя овладеть наукой.
Горький подчёркивал важность изучения «роста революционной теории» Ленина - Сталина, необходимость вооружения студенчества, да и всей советской молодёжи замечательными традициями большевистской партии. Изучать историю, по мысли Горького, необходимо для того, чтобы воспитать в себе органическое отвращение к капиталистическому укладу жизни, чтобы научиться исторически мыслить и усвоить дух большевизма, его гибкий разум, отточенный историей прошлого.
Рисуя перед учащейся молодёжью её завтрашний день, Горький раскрывал увлекательную перспективу деятельности будущих специалистов на благо социалистическому Отечеству. В одном из своих обращений к молодым людям нашей страны великий писатель говорил: «Нам нужны сотни тысяч врачей, учителей, инженеров, музыкантов, актёров, поэтов, романистов и т. д., нужна армия людей, которые занялись бы поисками и разработкой сокровищ, лежащих в недрах нашей земли. В нашем государстве не должно быть насекомых, опасных для здоровья людей, сорных трав, истощающих соки земли, вредителей лесов и хлебных злаков. Мы должны всю землю нашу обработать, как сад, осушить болота, снабдить водой безводные пустыни, канализировать и углубить реки, построить миллионы километров дорог, вычистить огромные наши леса. В нашей стране не должно быть места саранче, пожирающей хлеб, комарам, которые прививают людям лихорадки, мухам, распространяющим болезни, насекомым, истязающим домашний скот. Крысы и мыши - паразиты, приносят нам убытков на сотни миллионов рублей, так же как грызуны полей - кроты, суслики и полёвки. Это, разумеется, ещё не всё, есть ещё много разнообразной, весёлой работы по строительству первого, подлинно культурного, социалистического государства, эта работа ждёт вас, и она требует широких научных знаний».
Изучающему науку студенту, по мысли писателя, «недостаточно познакомиться с теорией, а следует знать факты, на которых она построена, из которых извлечена».
Говоря о серьёзности учёбы. Горький советовал студентам «учиться много, серьёзно, честно». «Надо воспитать, развивать в себе, - указывал Алексей Максимович, - любовь к учёбе, чтобы учёба была приятна, как игра. Мозг - способность познания - воспитывается упражнением, тренировкой так же, как мускулы».
Хороший друг и воспитатель, Горький никогда не задабривал студентов. Нередко он критиковал иных деляг и верхоглядов в студенческой среде. Горький подчёркивал, что нельзя выпускать из вуза «недоучку который, вероятно, что - нибудь напутает, напортит, нанесёт государству вред».
В июле 1932 года с трибуны VII Всесоюзной конференции ВЛКСМ Горький говорил: «В огромном количестве молодёжь стремится в техникумы, стремится в инженеры... Нам нужны огромные кадры инженеров. Это верно. Но рядом с этим, товарищи, нужно многое другое... Нужно молодёжи нашей идти всюду, где не хватает таких культурных сил, которые могут перестроить и уже перестраивают нашу страну».
Указания Горького сохраняют свою актуальность. Они требуют уменья своевременно помочь молодому человеку избрать себе важную для дела нашей Родины профессию.
Пристально и любовно изучал Горький советское студенчество и постоянно заботился о том, чтобы воспитать каждого будущего учёного, инженера, врача или педагога в духе великого учения Ленина - Сталина. Это сделало его любимым другом и учителем студентов Советской страны.
Студенты социалистической эпохи помнят обращенные к ним слова гениального инженера человеческих душ, величайшего гуманиста современности - Горького: «Нет силы более могучей, чем знание. Человек, вооружённый знанием, непобедим».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.