В начале июня 1918 года И. В. Сталин с отрядом рабочих прибыл в Царицын. «Очистив железной рукой город от белогвардейских заговорщиков, добыв и послав в голодающие столицы значительное количество продовольствия, Сталин целиком занялся обороной Царицына». 18 августа - дата, которую мы сегодня отмечаем, - под личным руководством товарища Сталина в Царицыне был ликвидирован контрреволюционный заговор. В те дни страна переживала тяжёлое время. Три четверти нашей Родины находилось в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Волга, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, не было Красной Армии - мы её только начали создавать, - нехватало хлеба, нехватало вооружения, нехватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу страну. Внутри страны всякие революционные меры советской власти наталкивались на бешеное сопротивление буржуазии и кулачества. Политические партии буржуазии - вкупе с ними партии соглашателей: эсеров, меньшевиков, анархистов, - делали всё, чтобы усилить беспорядок и хаос в стране. Силы внутренней контрреволюции успешно опирались на контрреволюционные силы извне, руководимые У. Черчиллем. В довершение всего на страну с угрожающей силой надвигался голод. Кулачество отказалось давать хлеб, стремясь при помощи голода заставить советское правительство свернуть в сторону от революции. К этому нужно добавить разруху транспорта и саботаж чиновников, мешавших перебросить в центральные города страны заготовленное продовольствие.
Летом 1918 года важнейшее стратегическое значение приобрёл Царицын. Он представлял как бы своеобразные южные ворота страны, через которые лежал единственно оставшийся путь из богатых хлебных районов Ставрополя, Северного Кавказа, Дона, Нижнего Поволжья в центральные районы. И не случайно поэтому «пунктом наибольшего обстрела со стороны противника, как писал И. В. Сталин, - является Царицын». Спасти революцию в этот период - значило прежде всего добыть хлеб. И вот 31 мая В. И. Ленин подписывает исторический мандат своему ближайшему другу и соратнику И. В. Сталину. С отрядом красногвардейцев в 450 человек, с двумя автоброневиками 2 июня поезд Сталина выехал в Царицын. Каково было положение в самом Царицыне? Город кишел различным пришлым элементом. Сюда стекались белогвардейские офицеры, спекулянты, буржуазия, бежавшая из других мест, эсеры, меньшевики. Местные власти, засорённые меньшевиками, и парторганизация, во главе которой стоял троцкист Минин, не принимали мер к обузданию нагло ведущих себя сил контрреволюции, не принимали мер к выполнению директив центра. Понадобились железная воля, твёрдая рука Сталина, чтобы навести порядок в Царицыне и немедля организовать поток продовольствия в центр. Уже 19 июня в «Правде» появилось воззвание Совнаркома за подписью Ленина, в котором были такие строки: «На помощь голодающему Северу идёт Юго-Восток. Народный комиссар Сталин, находящийся в Царицыне и руководящий оттуда продовольственной работой на Дону и Кубани, телеграфирует нам об огромных запасах хлеба, которые он надеется в ближайшие недели направить на Север...» И мы знаем, что за один только июнь И. В. Сталин направил в Москву 2379 вагонов хлеба!
Прибытие Сталина в Царицын наносило крепкий удар по всем планам контрреволюции. В критический период, когда фронт приближался вплотную к Царицыну, контрреволюция готовила восстание в самом городе. Но и эта ставка врага оказалась битой. Товарищ Сталин раскрыл заговор, во главе которого стоял прибывший из Москвы инженер Алексеев, и ликвидировал его к 18 августа.
Об этих днях августа в Царицыне, когда на подступах к городу стоял враг и сплачивались силы контрреволюции в самом городе, К. Е. Ворошилов вспоминает:
«Нужно было видеть товарища Сталина в это время. Как всегда, спокойный, углублённый в свои мысли, он буквально целыми сутками не спал, распределяя свою интенсивнейшую работу между боевыми позициями и штабом армии. У нас не было путей отхода. Но Сталин о них и не заботился. Он был проникнут одним сознанием, одной-единственной мыслью победить, разбить врага во что бы то ни стало, и эта несокрушимая воля Сталина передавалась всем его ближайшим соратникам, и невзирая на почти безвыходное положение, никто не сомневался в победе» («Сталин и Красная Армия»).
* * *
Сталинградцы широко отметили в текущем году славную дату приезда в Царицын товарища Сталина. Городу-герою, носящему имя вождя, дважды в истории нашей революции пришлось сыграть решающую роль в победе страны над своими злейшими врагами. И обе эти немеркнущие в истории победы связаны с именем её творца - И. В. Сталина. «Царицын-Сталинград - это теперь вершина воли, героизма, доблести, отваги и безграничной любви советских людей к социалистической Родине» (К. Е. Ворошилов).
История кораблестроения - и не только русского - делится на два периода: «до-крыловский» и «послекрыловский». Академик А. Н. Крылов решил вопрос о качке корабля, он автор теории непотопляемости. Его таблицы непотопляемости приняты во флотах всего мира.
Адмирал С. О. Макаров и А. Н. Крылов были первыми в мире людьми, указавшими правильный путь в борьбе с морскими катастрофами. Опытовый бассейн, где А. Н. Крылов производил свои опыты с моделями кораблей, сделался историческим местом для каждого, изучающего, как совершенствовалось кораблестроение.
Крылов сам испытал в этом бассейне модель замечательного ледокола «Ермак», созданного по идее адмирала С. О. Макаровн. Результаты испытаний великолепно сошлись с теоретическими расчётами, а вся эксплоатация мощного ледокола доказала правильность вывода Крылова, что «Ермак» выдержит самые тяжёлые условия работы во льдах.
В опытовом бассейне испытывались модели первых русских линейных кораблей, скорость которых должна была быть не меньше 21% узла. Двадцать одну модель забраковал А. Н. Крылов. А двадцать вторая доказала, что её «большое подобие» сможет обеспечить требуемый ход. Модели, которых касались руки знаменитого кораблестроителя, превратились затем в грозные боевые корабли русского флота, выполненные с таким совершенством и так надёжно, что они с честью несли свою долголетнюю службу, надолго пережив своих иностранных однолеток, выпущенных лучшими верфями Европы и Америки.
Отстаивая своё мнение, Крылов спорил с всесильными людьми. Он знал, что корабли нельзя строить «по старинке», и сделал настоящий переворот в военном русском кораблестроении. в своей замечательной книге «Мои воспоминания», в главе «Первые линейные корабли», рассказывающей о борьбе Крылова за будущее русского флота и о победе учёного над противниками, Крылов пишет так:
«Прошло 25 лет с тех пор, как эти линейные корабли вступили в строй. Все иностранные сверстники наших линейных кораблей давно обращены в лом, наши же гордо плавают по водам Балтики и Чёрного моря».
Крылов был прекрасным педагогом и оказал неоценимые услуги в подготовке кадров кораблестроителей и морских инженеров.
Академик с 1916 года, человек. занимавший в дореволюционной России крупнейшие посты, А. Н. Крылов был настоящим сыном своей Родины и с первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции понял и оценил её значение для науки и для процветания Родины.
В возрасте 80 лет с лишним А. Н. Крылов во время Великой Отечественной войны отдал все свои знания на борьбу с врагом: его последние работы способствовали успешности действия нашей морской артиллерии. Он дожил до победы над врагами Родины.
15 августа исполняется 85 лет со дня рождения замечательного Русского учёного - математика, механика и кораблестроителя А. Н. Крылова.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из рассказов, поступивших на конкурс