При всех недостатках организации дела в Навигацкой школе она играла громадную роль.
Из Навигацкой школы начала, в сущности, распространяться в России учёность, из числа её воспитанников брали учителей во все школы, каковых в царствование Петра I основано немало.
Непосредственное значение этой школы для русского флота было очень велико: здесь были Выпестованы кадры русских морских офицеров, так что почти отпала надобность в найме иностранцев; отсюда вышли и первые инженеры, артиллеристы, гидрографы и топографы (так называемые геодезисты).
Недаром Пётр I при всяком случае подчёркивал значение Навигацкой школы. «Хотя бы и слишком набрали и размножали, - писал графу Ф. М. Апраксину, - понеже сами можете видеть, какая в том есть польза, что не токмо к морскому ходу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству».
В 1706 году, по смерти Ф. А. Головина, школа была передана в морское ведомство. По мере того как рос и развивался русский флот, Навигацкая школа не могла уже удовлетворить потребности в офицерских кадрах. Решено было создать на её базе новое училище - повышенного типа. Это училище, поименованное Морской академией, было организовано в Петербурге в сентябре 1715 года.
Пётр I собственноручно составил перечень предметов, подлежащих изучению в стенах Академии: арифметика, геометрия, фехт, или приёмы ружья, артиллерия, навигация, фортификация, география, знание частей корабельного гола и такелажа, рисование, танцы.
Морская академия являлась уже не школой, а подлинным военно - учебным заведением. Дисциплина была установлена строжайшая. В классах велено «никакого крику, ни шуму не чинить», не тратить времени на разговоры. В каждом классе всегда дежурил дядька с хлыстом, которым он должен был стегать нарушающих порядок, «несмотря какой бы ученик фамилии не был».
Академия помещалась на Набережной, в месте, где потом выстроили Зимний дворец; в ту пору там стоял дом Кикина.
Среди воспитанников Академии имелось много неимущих. В 1724 году Пётр I при очередном посещении Академии спросил: «Чего ради имеется в ученье учеников не весьма много, также и скудные (плохо одетые)». По наведённым справкам, оказалось, что 85 учеников не ходили уже несколько месяцев в школу «за босотою и неимением дневного пропитания». После этого материальное положение воспитанников было значительно улучшено.
Выше указывалось, что из стен Навигацкой школы вышло много отличных офицеров (например Н. Ф. Головин - будущий президент Адмиралтейств - Коллегии, Ф. И. Соймонов, князь М. М. Голицын, Ив. Кириллов, Калмыков, Лопухин и др.). С 1716 года источником пополнения военно - морских кадров русского флота становится Морская академия. В период 1717 - 1725 годов во флот было выпущено 215 человек, среди них Неплюев, оставивший интересные мемуары, адмирал С. И. Мордвинов, Степан Малыгин и Алексей Чириков - оба участники экспедиции Беринга - и другие.
Из воспитанников Академии вышли и геодезисты, участвовавшие в описи северных берегов Азии: Мих. Гвоздев, зафиксировавший в Беринговом проливе северо - западную оконечность Америки, Лужиц и другие. Все геодезисты были прежде учениками Навигацкой школы.
Из числа этих же учеников Московской школы комплектовались Артиллерийская и Инженерная школы и, как упомянуто, преподаватели в гражданских училищах.
Таким образом, было положено начало созданию многочисленных квалифицированных кадров русских
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.