Советская школа - самая передовая школа в мире. Где бы она ни была: в далёком Казахстане или на Крайнем Севере, в городе или селе, - везде она служит одной благородной цели - воспитанию подрастающего поколения в духе коммунизма. Наша школа готовит образованных, культурных людей, подлинных строителей нового общества.
Это видно и на примере той школы, где я работаю. Наша сельская школа в селе Подгорное, Воронежской области, живёт полнокровной жизнью. Комсомольская организация школы принимает самое деятельное участие во внеклассной работе, помогает учительскому коллективу. Комсомольцы руководят десятью пионерскими отрядами и четырьмя отрядами октябрят. Представители Союза молодёжи направляют деятельность всех школьных организаций и кружков. Они везде и всегда впереди. Так, комсомольцы организовали в летнее время заготовку дров в лесу и их вывозку, весной и осенью они посадили на школьном дворе свыше 300 деревьев, собрали несколько десятков килограммов семян древесных растений.
Пионерская работа, надо правду сказать, до этого года велась как-то без перспективы, поэтому часто была неинтересна, малосодержательна, но за последнее время наступило оживление. По инициативе комсомольцев-пионервожатых проведено несколько интересных сборов. Прежде чем начать подготовку сборов, мы серьёзно продумали план. Это заставило и пионеров лучше готовиться к своим сборам. Мы пригласили представителей от других отрядов, от родителей. Теперь к сборам отряда было привлечено внимание. Первый такой сбор мы провели с отрядом одного из 5-х классов. Мы посвятили его 150-летнему юбилею А. С. Пушкина. После доклада о жизненном и творческом пути великого поэта учащиеся - члены кружков художественной самодеятельности - показали отрывки из пьес Пушкина, прочитали отрывки из его произведений.
Этот сбор оживил работу. Другим отрядам захотелось провести сборы ещё лучше. После обсуждения положительных и отрицательных сторон в проведении первых трёх сборов мы уже могли судить о том, каковы запросы пионеров, и наметили пути улучшения массовой работы.
Так, очень хорошо был организован сбор пионеротряда 6-го «А» класса, посвященный Международному женскому дню.
Что ещё важно в развёртывании пионерской работы? Это - когда наряду с помощью комсомольцев ощущаешь помощь классного руководителя и родителей. Нам удалось создать такое единство, привить учителям и родителям интерес к работе с пионерами.
Всё это способствует лучшей успеваемости учащихся. Пионерские сборы дисциплинируют детей, воспитывают в них чувство коллективизма, самостоятельности. Оживление пионерской работы не замедлило сказаться и на отношении учащихся к самодеятельности: в школе проходят занятия литературного кружка, кружка юных техников, мичуринцев-натуралистов, драматического, танцевально-хорового, спортивной секции, стрелковой, шахматно-шашечной.
В кружках занимаются около 200 учащихся. Члены литературного кружка устраивали диспут по книгам «Белая берёза» Н. Бубённова, «Счастье» П. Павленко. Два заседания кружка с привлечением комсомольского актива были посвящены роману А. Фадеева «Молодая гвардия». Драматический и танцевально-хоровой кружки не ограничивают свою деятельность рамками школы: они совершили несколько выездов в сельские советы, побывали в Гончаровском детдоме. Они поехали туда с подарками: повезли около четырёхсот книг, собранных школьниками, письменные принадлежности. Воспитанники и персонал детдома остались очень довольны концертом.
Большое место в воспитательной работе занимает спорт. В массовых районных спортивных соревнованиях наша школа неизменно завоёвывает личное и командное первенство по всем видам соревнований.
Весной мы развёртываем работы на нашем пришкольном участке. Учащиеся хорошо познакомились с районным планом полезащитных лесонасаждений и будут принимать самое деятельное участие в его осуществлении.
Следует сказать несколько слов о традициях школы. Хорошо, что школа наша не теряет связь со своими бывшими воспитанниками - студентами высших учебных заведений, работниками хозяйственных органов, педагогами. Вечера встречи выпускников с учащимися, которые мы приурочиваем к летним каникулам, ещё более способствуют воспитанию среди учащихся чувства коллективизма и ответственности.
Силами учащихся мы обеспечили ремонт школы, оборудовали зрительный зал на 300 человек, электрифицировали школу. За деятельное участие в подготовке школы к новому учебному году школьная комсомольская организация была награждена почётной грамотой Воронежского обкома ВЛКСМ и облоно.
Но вместе с тем в работе комсомольской организации нашей школы было много недостатков, которые очень часто мы не замечали. Взять, к примеру, хотя бы работу комсомольских групп. Они созданы во всех старших классах. Часто они малочисленны. Мы не уделяли им должного внимания.
Мне выпало большое счастье участвовать в работах XI съезда ВЛКСМ. Съезд - это историческое событие в жизни комсомола. Все комсомольцы ожидали его с нетерпением. Но мы, учителя и воспитатели, волновались больше всех. Ведь в повестке дня съезда стоял вопрос о работе в школе.
И вот съезд открылся. С какой радостью я входила в зал Большого Кремлёвского дворца! Ещё задолго до открытия съезда собрались делегаты. Все очень волновались. Наконец эта минута наступила.
Мы с большим вниманием прослушали на съезде отчётный доклад тов. Михайлова.
Прения по докладу продемонстрировали единство и сплочённость нашей молодёжи вокруг большевистской партии и вождя народов товарища Сталина.
Доклад секретаря ЦК ВЛКСМ тов. Ершовой о работе комсомола в школе ещё раз показал, какое огромное внимание уделяет Ленинский союз молодёжи коммунистическому воспитанию подрастающего поколения.
Докладчик подробно охарактеризовал рост и развитие нашей школы. Отмечая многие успехи в работе комсомольских и пионерских организаций школы, тов. Ершова подробно говорила о недостатках, которых ещё так много в работе этих организаций. Она напомнила, что во многих школах ещё есть немало второгодников и среди них встречаются комсомольцы и пионеры. Много имеется ещё случаев нарушения дисциплины, школьники зачастую забывают о своих основных обязанностях. Весь доклад тов. Ершовой и выступления делегатов по вопросу о работе комсомола в школе были направлены к одной цели - улучшению работы комсомольской и пионерской организации.
Многие делегаты в своих выступлениях делились опытом работы, вскрывали недостатки, и я, как молодой учитель, очень много ценного получила на съезде для своей будущей работы. Вопрос о работе комсомола в школе, поставленный на XI съезде ВЛКСМ, поможет всем школам изжить недостатки и поставить всю работу комсомольской и пионерской организации так, чтобы она отвечала всем запросам учащихся. Теперь ещё лучше хочется работать. Так и хочется сказать многим моим товарищам-учителям, которые не были на съезде: «За работу, друзья!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Записки бывшего студента коммунистического университета имени Я. М. Свердлова