Образ Ленина был вершиной творчества народного артиста СССР Бориса Васильевича Щукина. Кто не помнит кинофильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», спектакль «Человек с ружьём»! В этих произведениях роль Ленина исполнял Б. В. Щукин. Много дней дома, в театре на репетициях, в Музее Ленина, в Институте Маркса - Энгельса - Ленина готовил Борис Васильевич эту роль. А. М. Горький, Н. К. Крупская помогали ему в работе над образом Ильича.
Борис Васильевич родился в 1894 году в Москве, но детство провёл в Кашире, среди железнодорожников, слесарей, монтёров депо. По окончании реального училища он в 1914 году был призван в действующую армию, затем работал в депо слесарем, ездил на паровозе помощником машиниста.
Театром стал увлекаться Щукин ещё в детстве, когда десятилетним мальчиком создал труппу. Постоянный участник и организатор любительских! драматических кружков, пламенный поклонник Художественного театра, Щукин наконец попадает в студию, которой руководит Вахтангов. Впоследствии эта студия была преобразована в Театр имени Вахтангова, и здесь Борис Васильевич проработал всю свою жизнь.
Уже в первых своих крупных ролях - Тарталья в «Турандот» и Лев Гурыч Синичкин в одноимённом водевиле Д. Т. Ленского - Щукин показал себя талантливым, очень трудоспособным актёром, достойным продолжателем русского реалистического мастерства Щепкина.
Б. В. Щукин создал десятки ролей, и каждая из них была вехой не только в театре, но и в актёрском искусстве. Сам человек из народа, прекрасно знающий жизнь рабочих, солдат, он выразил величие народа, создав образы большевиков Павла Суслова в «Виринее», Антона в «Барсуках» и другие.
Одной из самых значительных работ Щукина была роль Егора Булычова. Как - то после премьеры А. М. Горький сказал Щукину: «Я не думал, что я написал такого Булычова». Это была величайшая похвала актёру.
В одном из своих блокнотов Борис Васильевич на отдельном листе записал:
«Наш актёр должен быть подлинным художником марксистско - ленинского миропонимания, живого ума, большого сердца, высокой культуры, глубокого знания жизни и людей, прекрасного профессионального мастерства. Наш актёр должен быть страстным трибуном, как Киров, Маяковский, весь свой ум и сердце должен отдать без остатка своей стране».
Таким актёром и был сам Щукин.
... В ночь на 7 октября 1939 года, десять лет назад, перестало биться сердце великого советского актёра Бориса Васильевича Щукина, человека, отдавшего народу свою жизнь и творчество.
Великий осетинский поэт Константин Леванович Хетагуров соединял в себе самые разносторонние дарования: он был одновременно поэтом и прозаиком, публицистом» и драматургом, художником и общественным деятелем.
Верный сын Осетии, гонимый и пожираемый сатрапами царской России, Коста Хетагуров отражал в своих творениях лучшие думы своего народа, его мечты о свободе и независимости, о сохранении своей культуры, своего национального характера. Своими творениями он поднимал дух своего народа, укреплял в нём веру в собственные силы.
С детства Коста увлекался театром/и живописью, его рисунки были посланы в Москву на всероссийскую выставку и открыли ему двери в Петербургскую академию художеств.
Два года пробыл Коста в Академии, где в это время учились такие великие мастера, как Серов, Врубель, Самокиш, но закончить Академию ему не удалось.
Любовь к поэзии побудила Коста поближе познакомиться со стихами Некрасова, Лермонтова, Грибоедова, понять величие гения Пушкина. Хетагуров пытливо изучал поэтическое наследство великого русского народа, жадно читал статьи Белинского, запрещённые книги Чернышевского. Так формировались взгляды Коста - поэта - гражданина. А судьба его родины, его народа требовала срочного вмешательства, взывала о помощи.
Из рук в руки, из уст в уста передавали жители Осетии стихи и песни Коста Хетагурова «Мать сирот», «Солдат», «Взгляни». Народ любил эти песни и стихи за их простоту и доходчивость, за то, что в них была правда об угнетаемом осетинском народе.
Имя Коста становится популярным не только в Осетии, но и по всему Кавказу. Поэт - гражданин начинает внушать опасения царским наместникам. В 1891 году генерал Коханов признал Коста «опасным для спокойствия края» и выслал его в Ставрополь.
Хетагуров начинает сотрудничать в газете «Северный Кавказ». Появляются гневно - обличительные статьи об унизительном положении горцев. Их написал Коста - публицист. А рядом лирические стихи, сатирическая поэма «Кому живётся весело», комедия в четырёх действиях «Дуня» - это тоже написано Хетагуровым - поэтом и драматургом.
Но царский слуга Коханов не успокаивается. В 1899 году он добивается высылки Каста в Херсон, задерживает издание первой книги поэта «Ирон Фандыр».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседа с заслуженным мастером спорта А. Хомичем