Из окон небольшого рудоремонтного завода видны сухие остовы копров и остроголовые пирамиды породы. Они точно чёрной стеною окружают рудник. Вдоль улиц бежит электрическая магистраль Южного Кузбасса, и тяжёлые угольные составы, пролетая по ней, гулко сотрясают землю. Как маяки - гиганты, вырываясь в степь, копры шагают к далёким сопкам в голубоватый океан огромного сибирского неба.
Мы в гостях у изобретателей нового угольного комбайна - машины, родившейся только полгода тому назад, но уже любовно окрещённой шахтёрами славным именем - «Кузбасс».
Это Илья Степанович Патрушев и его земляк Фёдор Парфёнович Куфарев - оба немолодые, скромные инженеры, сибиряки, оба коренастые, большелобые и даже как будто бы похожие друг на друга, как братья.
В их творческой ячейке ещё двое: управляющий комбинатом «Кузбассуголь» Воробьёв и его главинж Горбачёв. Четвёрка авторов представляет собою плодотворный союз механиков и горняков, прекрасное содружество проектировщиков и практиков.
Мы идём на заводской двор, чтобы посмотреть новую машину. Этот мощный тридцатиметровый агрегат, состоящий из ряда самостоятельных секций, непохож на обычный комбайн. Пожалуй, правильнее его назвать передвижным забоем, металлическим каркасом для лавы нового типа, где абсолютно всё механизировано и подчинено автоматике.
Куфарев объясняет, что в основу машины легло удачное соединение двух главных принципов: крупного скалывания угля и гидравлики.
Но я думаю о другом. Меня больше волнует идея комбайна, самая душа новой сложной машины. Ведь она производит отбойку и доставку угля из очень низкого, метрового забоя, где одному человеку негде повернуться, где, работая с отбойным молотком, шахтёр должен был бы стоять на коленях или просто лежать на угле.
«Фронтальный» комбайн - так назвали его авторы - всё делает сам. Он один создаёт широкий фронт работы и впервые освобождает горняка полностью от тяжёлого физического труда в самых трудных лавах, потому что не только отбивает и грузит уголь, но ещё и удерживает своими секциями низкую кровлю в очистном пространстве лавы.
Вот это и важно, и замечательно, и волнующе. Ничего подобного нет в мировой горной технике. Эта машина блестяще выражает генеральную линию развития социалистической техники, революционно меняет самый характер труда рабочего в шахте, приближая его к интеллектуальному уровню горного техника.
У нас сейчас много пишут о содружестве людей науки и практики. Этот подлинно великий союз стал отныне неотъемлемым условием советского технического прогресса.
Как - то в последние дни испытаний, на опытный участок приехали министр угольной промышленности и секретарь обкома партии. Они спустились в лаву и вместе с шахтёрами полезли под щиты секций.
Новый комбайн давал гигантский скачок производительности - в десять - пятнадцать раз. И министр, сам опытный горняк, сказал рабочим, что он с волнением видит в новой машине близкий прообраз настоящего горного комбайна эпохи коммунизма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.