Рассказ
Автомашина тронулась. В кузове сидело шесть человек: три грузчика, две девушки и давнишний знакомый районного агронома Ваганова - Савельич, пожилой колхозник с опущенными книзу рыжими прокуренными усами.
Машину вёл Александр Корпан, бывший фронтовик, потерявший на войне левую кисть. Для увечной руки к баранке руля было приделано специальное кольцо с шарниром.
Полуторка, двигаясь по профилю, миновала пустырь за деревней и, не доезжая кладбища, свернула на просёлочную дорогу. Набирая ход, она скоро оставила позади белоножкины кусты, смородник и одинокий маяк на бугре. Вонзаясь деревянным шпилем в слоистые облака, он долго выделялся над линией горизонта, окаймлённой извилистой полосой перелесков.
Полуторка катилась по пыльной просёлочной дороге у самого леса. Ветви берёз хлестали по верху кабины. Слева тянулись сплошной стеной стволы вековых деревьев, справа был обрыв глубокого песчаного карьера. Навстречу, спустившись с горы, двигался гружённый хлебом обоз, поднимая тучи беловато - серой дорожной пыли.
- Смотри... чуть не на целый километр растянулись, - сказал Корпан, сбавляя газ. - Наверное, буденовцы: они не любят возить помаленьку.
Теснясь к самому краю обрыва, передняя подвода уступила дорогу. За ней посторонились остальные. Ездовые попрыгали с возов и, ухватив быков за налыги, повели их.
- Ну и дорожка! - заметил сидевший рядом с шофёром агроном Ваганов. - Того и гляди, не себе, так другим шею сломаешь.
- Ничего. Помаленьку проедем. Главное, не зевай, а гляди в оба.
Ваганов, положив локти на дверцу кабины, смотрел на сытых быков, лениво переставляющих ноги, на золотистое зерно в бестарках.
Отдалённый сигнал автомобиля заставил его перевести взор: там, где дорога почти у самого гребня вала сворачивала за опушку леса, показалось лёгкое облачко пыли. И в то же мгновение, поблёскивая на солнце, из - за поворота вылетел грузовик и стремительно понёсся вниз.
- Ошалел он, что ли?! С такой скоростью под уклон гонит. Тут же не разъедешься, - с тревогой сказал Ваганов. - Лихачит, дьявол!... Наверное, на тормоза надеется.
- Да в том - то и дело, - ответил увидевший опасность Корпан, - что у него тормоза только по теории положены. Видишь, остановить не может.
Ваганов увидел, как побелело лицо товарища.
- Прыгай, Корпан! - крикнул он и, открыв дверцу кабины, выскочил из неё на ходу.
Приметивший неладное, Савельич, а также остальные пассажиры последовали за ним.
Увидев, что кузов опустел, Корпан прибавил газ и рванул машину вперёд. Там, где в хвосте обоза тащились последние подводы, намётанный глаз шофёра увидел отлогий спуск в карьер, по которому вывозили песок на дорогу. Только бы проскочить эти двести метров!
Водитель припал к баранке руля. Расстояние между грузовиками быстро сокращалось. Лавиной неслась тяжёлая трёхтонка навстречу полуторке. В то же мгновение со скоростью, выработанной многолетней шофёрской практикой, Корпан свернул вправо, и полуторка понеслась вниз, по узкому спуску, параллельному линии обрыва. Сзади с воем и рокотом промчалась гружёная трёхтонка. Косматая туча пыли повисла над обрывом. Когда она рассеялась, Ваганов и колхозник увидели, что полугорка была на дне глубокого карьера.
- Спустился!...
- Цел, - облегчённо вздохнул Савельич.
Корпан взбежал наверх. Кепки на нём не было.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
М. Ю. Лермонтов и А. П. Ермолов