Пять лет назад тут гремели залпы партизанских автоматов.
В марте 1948 года горные долины и покрытые буком и дубом отроги наполнились звонкими голосами сотен юношей и девушек, веселым перестуком кирок, грохотом вагонеток.
А сегодня среди гор, через быструю рему Грои, оглашая окрестности пронзительными гудками, мчатся пассажирские, товарные поезда.
Эта новая железная дорога между Тройской Дубравой и Байской Штьявницей в Словакии построена молодежью, потому и называют эту дорогу «Путь молодежи».
Трудный объект взяли себе молодые граждане новой Чехословакии. Прокладывать железнодорожный путь приходилось по отвесным скалам, через горные реки, через ущелья и пропасти. Но трудности не испугали молодежь. На призыв Союза чехословацкой молодежи с энтузиазмом откликнулись десятки тысяч молодых патриотов. Рабочие и крестьяне, служащие и студенты с радостью отдавали свой отпуск и каникулы молодёжной стройке и работали не покладая рук, не зная устали. Молодые строители вынули свыше полумиллиона кубометров земли, уложили десятин километров железнодорожного полотна, построили мост через реку Грон, два больших виадука, свыше тридцати бетонных сооружений, девять лагерей с красивыми домиками, со спортивными площадками и домами культуры.
Около 50 тысяч юношей и девушек вложили свой труд в строительство дороги. Среди молодежи развернулось социалистическое соревнование. Редко кто выполнял меньше двух норм. Тысячи участников стройки удостоились почётной медали «Ударник».
Недаром а Чехословакии говорят, что молодежная дорога - это школа строителей социализма. И действительно, не только производственную, но и огромную политическую выучку прошли здесь массы чехословацкой молодёжи. Ежедневно по окончании работ начиналась бурная, кипучая жизнь в многочисленных культурно - просветительных учреждениях и на спортивных площадках. Молодые люди учились социалистическому отношению к ТРУДУ, изучали историю ВКП(б). опыт ленинско - сталинского комсомола, знакомились с политической и художественной литературой, устраивали спортивные соревнования.
Кроме чехословаков, на строительстве работали и зарубежные гости - бригады Всемирной федерации демократической молодёжи. Тихими летними вечерами собирались «бригадники» вокруг лагерных костров, пени, танцевали, декламировали. На снимках, публикуемых журналом, показаны различные моменты строительства дороги, быта и отдыха молодежи. Молодежь республики дала слово IX съезду Чехословацкой коммунистической партии, что закончит строительство дороги к 28 октября 1949 года - к годовщине образования Чехословацкой республики, Слово своё молодые строители сдержали: дорога была готова и сдана в эксплуатацию на шесть дней раньше срока. А тысячи создателей её ныне так же успешно и самоотверженно трудятся на фабриках, заводах и в сельском хозяйстве, помогая своему народу строить социализм.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.