Имя этой старейшей в Советском Союзе молодежной газеты взято из письма Владимира Ильича Ленина.
В суровые дни гражданской войны, в условиях первого похода интервентов на молодую Советскую республику, надо было пополнять ряды комсомола за счет лучших, передовых рабочих. Революционный Петроград объявил «красную неделю». Владимир Ильич через газету обратился к молодёжи с письмом:
«Нашей смене.
Приветствую рабоче - крестьянскую молодёжь Петроградской губернии в дни проведения красной недели.
Усиливайте, юные товарищи, вашу работу в этом направлении, чтобы со свежими молодыми силами приняться за устройство новой светлой жизни».
Из ленинского письма родилось имя газеты - «Смена». Тридцать лет газета помогает партии воспитывать молодежь города Ленина и области в духе беззаветной любви к социалистическому Отечеству, растить достойную смену.
Вместе со всей страной ленинградские комсомольцы самоотверженно трудились в годы предвоенных сталинских пятилеток.
Любое полезное начинание, трудовой подвиг ленинградцев находили поддержку на страницах комсомольской газеты.
900 дней блокады, все тяготы Отечественной войны «Смена» выдержала с честью. Газета печатала письма советских воинов и героических тружеников в тылу, рассказывала о работе бытовых отрядов, организованных по призыву товарища Жданова.
Кончилась война, и перед «Сменой» встала новая задача - пропаганда соревнования молодёжи за скорейшее восстановление города, его фабрик, заводов, дворцов. Крепкая, постоянная связь газеты с молодым читателем помогала «Смене» быстро откликаться на важнейшие события.
И сейчас, в год своего тридцатилетия, «Смена» с честью несёт знамя пропагандиста ленииско - сталинских идей, организатора и воспитателя ленинградской молодёжи.
Выдающийся русский художник Карл Павлович Брюллов родился сто пятьдесят лет назад, 23 декабря 1799 года. Отец его был живописцем и гравером. Десятилетним мальчиком поступив в Петербургскую академию художеств, Карл Брюллов уже на школьной скамье обнаружил исключительные способности и трудолюбие. После окончания академии в 1822 году Брюллов предпринимает поездку в Италию.
В 1833 году Брюллов заканчивает свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Появление этого полотна принесло художнику небывалый успех.
Русское общество встретило её восторженно. Пушкин воспел её в стихах. Гоголь посвятил ей большую статью, написанную с настоящим увлечением; несколько лет спустя Герцен назвал её «высочайшим произведением русской живописи». В 1836 году вернулся в Россию и сам художник. В Петербург он приехал через Одессу, задержавшись на время в Москве, где его восторженно чествовало московское общество. Здесь состоялось его знакомство с Пушкиным. По приезде в Петербург Брюллов избирается академиком и много времени уделяет педагогической деятельности, ведя курс живописи в Академии художеств. В числе его учеников был поэт - революционер Тарас Григорьевич Шевченко, отличавшийся, помимо поэтического дара, и выдающимися художественными способностями. Брюллов принимал большое участие в судьбе Шевченко, бывшего «крепостным человеком» помещика Энгельгардта. Написав портрет поэта Жуковского, Брюллов разыграл полотно в лотерею и за вырученные от продажи 2500 рублей выкупил своего талантливого ученика на волю. Благодарный поэт никогда не мог забыть своего учителя.
В Петербурге Брюлловым было написано много блестящих портретов: поэта Жуковского, писателя Н. Кукольника, скульптора Витали и др. В 1849 году на сюжет поэмы Пушкина им была написана картина «Бахчисарайский фонтан». Брюллов был в это время самым выдающимся художником, и не только в России. Тяжелая болезнь заставила его в том же 1849 году покинуть родину. Он уехал на остров Мадеру, потом - в Италию, где и умер в 1852 году.
Влияние Брюллова на русскую живопись было чрезвычайно велико. Самое крупное из его произведений, «Последний день Помпеи», было своего рода поворотным пунктом, знаменующим конец холодного и мертвенного, «классического» направления в живописи. На смену этому направлению пришёл романтизм с его стремлением к ярким краскам и близости к натуре.
Мастерство Брюллова может быть и сейчас поучительным для советских художников, так же, как и высокая требовательность к себе и исключительное трудолюбие мастера, который, достигнув общего при. знания, не успокоился, а продолжал до самого конца жизни совершенствовать и укреплять своё дарование неустанной работой.
Современник и друг Пушкина, Гоголя, Шевченко Брюллов по праву может занять место рядом с ними в галлерее выдающихся деятелей русской культуры.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.