Тень враждебного мира

В Жданов| опубликовано в номере №532, июль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького первый осуществил постановку новой пьесы К. Симонова «Чужая тень».

Смысл этого заглавия раскрывается перед зрителем не сразу. Первая картина вводит нас в мир напряжённого творческого труда, которым занят коллектив сотрудников Бактериологического института, возглавляемый талантливым учёным Сергеем Александровичем Трубниковым. Труд этих людей необычайно важен и в высшей степени благороден: они стремятся победить десятки страшных болезней, сеющих смерть среди человечества. Благородны и люди, работающие над созданием нового лечебного препарата: когда настаёт час решительного испытания, каждый из них готов подвергнуться смертельной опасности, чтобы на себе проверить действие созданного в институте средства борьбы с такими болезнями, как сыпной тиф, туляремия, чума... Уже по первым репликам действующих лиц мы понимаем, что этот мир напряжённого творческого труда освещен великими идеями коммунизма, вдохновляющими людей на самоотверженное служение народу, на героические поступки во славу советской науки.

Но вот в этом прекрасном мире возникает «чужая тень». Она предстаёт в образе некоего профессора Окунева, человека, фактически чуждого науке, карьериста, который всю жизнь стремился строить своё благополучие на достижениях других людей, прикидываясь их бескорыстным другом. Естественно, что этот чуждый советскому обществу человек рано или поздно должен был оказаться в лагере злейших врагов нашего строя: Окунев сделался американским шпионом и получил задание - выманить у своего старого друга профессора Трубникова секрет приготовления нового препарата, созданного в институте.

Как же могло случиться, что советский учёный, коммунист, несомненно, честный и преданный Родине, не сумел разглядеть в Окуневе «тень» враждебного мира?

На этот вопрос и отвечает талантливая, политически острая пьеса К. Симонова, превосходно воплощённая на сцене Ленинградского Большого драматического театра.

Трубников, - бесспорно, честный советский человек. Он давно уже трудится как учёный на благо социалистической Родины. Во время войны он с искренними намерениями вступил в партию. Но Трубников принадлежит к числу тех учёных, которые ещё иногда встречаются среди деятелей советской науки, - учёных, ещё не разделавшихся до конца со многими старыми предрассудками и ложными представлениями.

Так, например, коммунист Трубников не мог не знать о принципе партийности науки, и тем не менее он не сумел по - настоящему понять смысл и великое значение этого принципа. Причина заключалась в том, что он всё ещё верил в старую, буржуазную сказку о «чистой», будто бы стоящей вне политики, вне борьбы классов науке. По этой же причине он верил лживым космополитическим рассуждениям о науке, «не имеющей родины, не знающей географических границ», и полагал, что вопрос о том, Лому, учёным какой страны, принадлежит честь тех или иных научных открытий и изобретений, не имеет существенного значения, ибо он связан с «мелкими соображениями престижа», который чужд «настоящему» учёному.

Советский профессор Трубников не мог также не знать, что в капиталистическом обществе наука поставлена на службу правящим классам, что, в частности, в наше время она всё более, и более открыто служит подготовке новой войны, которую ведут во всём мире империалистические круги, возглавляемые американскими монополиями. Но вера в никогда не существовавшую «чистую» и «единую мировую науку» заставляла Трубникова идеализировать учёных капиталистических стран, заставляла приписывать им «высокие» побуждения и принципы, тогда как на самом деле они руководствовались мотивами прямо противоположными. Именно эта ошибка и привела к тому, что он решился передать в руки американцев рукопись, излагающую часть работы над препаратом. Он рассуждал так:

- Я хотел передать только первую часть своей технологии, в которой нет ровно никаких секретов.

Я дал только технологию усиления заразности микробов, но я не дал дальнейшего - технологии ослабления их для прививок.

Трубникову даже не пришла в голову та простая мысль, что он давал в руки поджигателей войны страшное оружие: такова была его ослеплённость старыми предрассудками. И один из героев пьесы, инженер Макеев, с прямотой и резкостью, свойственной большевику, резонно отвечает:

- Дальнейшего? А им и не нужно дальнейшего. Им вполне достаточно того, что вы им даёте. Вы уткнулись в вашу проблему и вообразили, что во всём мире все только и думают, что о спасении человечества от болезней. А там, в их мире, о спасении людей думают в десятую, в сотую очередь, а в первую очередь думают об уничтожении. Об уничтожении нас... Ваш метод приготовления чудовищно заразных микробов, которые для вас только теоретическая ступень, для них будет их военной практикой! Слепой вы человек!

Советское общество замечательно тем, что оно трудолюбиво и умело воспитывает своих членов. В том и состоит его сила, что передовые советские люди, двигаясь к коммунизму, ведут за собой отсталых, стремятся внушить им самые высокие идеи нашего времени. Так именно поступают все близкие профессору Трубникову люди: его сестра Ольга Александровна, его дочь Лена, сотрудники института Саватеев и Иванов. Вначале они и сами ещё не достаточно глубоко осознают корни «слепоты» Трубникова, но когда в конце пьесы Трубников осознаёт свои заблуждения, зритель верит ему и радуется его прозрению. Этот процесс освобождения профессора из - под гнёта старых предрассудков, лживых и вредных буржуазных сказок автор изобразил с большой убедительностью. Он показал воспитательное воздействие нашего общества, показал силу передовых советских людей, вооружённых огромным опытом борьбы за построение коммунизма.

... Спектакль «Чужая тень», поставленный режиссёром 3. Агроненке, пользуется у ленинградских зрителей заслуженным успехом.

Яркий, запоминающийся образ Трубникова сумел создать народный артист РСФСР В. Я. Софронов. Роль научного сотрудника института Ольги Александровны Трубниковой тепло и взволнованно ведёт заслуженная артистка. РСФСР О. Г. Казино. Заслуженный артист РСФСР А. М. Жуков во внешне суровом облике профессора Иванова раскрывает черты подлинно передового советского человека. В спектакле также принимают участие молодые актёры, имена которых совсем недавно появились на театральных афишах. Роль дочери Трубникова Елены исполняет 23 - летняя актриса, воспитанница студии при Большом драматическом театре Нина Ольхина. Роль секретаря парткома Рыжова убедительно, с чувством такта, большой принципиальности и партийности ведёт молодой актёр Евгений Иванов.

Патриотическая тема пьесы К. Симонова, нашедшая своё развитие в остром драматическом сюжете, раскрывающаяся в поведении ярко выписанных действующих лиц, делает спектакль «Чужая тень» одним из наиболее значительных произведений послевоенной советской драматургии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены