Старая, дореволюционная Россия по уровню общей грамотности населения была на одном из последних мест в Европе. В 1914 году в начальных и средних школах училось всего 7,8 миллиона детей, т.е. одна пятая часть всех детей и подростков.
В настоящее время наша Родина превратилась в страну сплошной грамотности. В начальных и средних школах учится около 34 миллионов детей и подростков - в четыре с лишним раза больше, чем до революции.
По числу учащихся Советский Союз занимает ныне первое место в мире. Особенно сильно выросла школьная сеть в ранее отсталых национальных районах. В Туркмении, например, число учащихся возросло в 30 раз, в Узбекистане - в 65 раз, в Киргизии - в 43 раза, в Казахстане - в 72 раза и т. д. Создана новая письменность для 40 народностей. Преподавание в школах ведётся более чем на 100 языках.
Число неграмотных и малограмотных в США исчисляется миллионами. По данным американской статистики, за пределами школы осталось не менее 5-6 миллионов детей школьного возраста.
«В Соединённых Штатах, - говорил в одном из своих выступлений министр юстиции Кларк, - в настоящее время насчитывается 3 миллиона взрослых, никогда не посещавших школу, а образование 10 миллионов других настолько скудно, что их нельзя даже считать грамотными».
По государственному бюджету США в 1948 году на военные нужды были предусмотрены ассигнования в сумме 18 миллиардов долларов, на просвещение - 0,25 миллиарда долларов, т.е. в 72 раза меньше. В 1948 году на военные нужды расходовалось в 11 раз больше средств, чем до войны, а на просвещение - в 2,2 раза меньше.
Как свидетельствует анкетное обследование, проведённое Институтом общественного мнения, «средний американец» из всех европейских стран может показать на карте только 6, «средняя американка» - 5.
В Южных штатах США, где живет более 10 миллионов негров, на образование каждого белого ребёнка расходуется в четыре раза больше, чем на негра. Учителя-негры получают заработную плату в 2 раза меньше, чем белые учителя.
Из-за недостатка школьных помещений в 1948 году во многих районах страны не было приёма в первые классы.
От 40 до 60 процентов детей не учатся, так как вынуждены работать. Из 7,5 миллиона детей и подростков в возрасте от 11 до 18 лет в средних школах обучаются не более 300 тысяч, т.е. всего 4 процента.
Четыре пятых населения Турции не умеют ни читать, ни писать. 2 миллиона детей школьного возраста не ходят в школу. В 30 тысячах деревень вовсе нет школ. Правители современной Турции объясняют это недостатком средств на школьное строительство. Небезынтересно указать, что в это же время в стране воздвигается 400 новых тюрем.
Колониальные страны
Из 500 миллионов детей, живущих в колониях, 480 миллионов вообще лишены света знаний. Они никогда не посещали школы.
Французские колонизаторы за 70 лет своего господства в Индокитае построили 20 тысяч тюрем - по одной тюрьме на каждую тысячу человек населения - и по одной начальной школе на каждые 20 тысяч детей школьного возраста.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.