Четверть века назад, 7 ноября 1924 года, впереди праздничной колонны автозаводцев по Красной площади прошли окрашенные в кумачовый цвет полуторатонные автомобили. Осенний ветер надувал полотнище с лозунгом: «Рабочий - хозяин строит автомобильную промышленность, которой не было у капиталиста - хозяина». С этого дня, собственно, и начинается история советского автомобилестроения.
В старой России автомобильной промышленности не было. Если в сонном московском переулке, громыхая на булыжнике, появлялась машина, поглядеть на заморскую диковину сбегался стар и млад. В годы первой империалистической войны компания русских капиталистов, возглавляемая братьями Рябушинскими, затеяла строить автомобильный завод. Отпущенные военным ведомством 11 миллионов рублей они бесцеремонно разворовали и бежали за границу, оставив три недостроенных одноэтажных здания.
Отгремели бои, и красногвардейцы, дравшиеся за взятие Кремля и разоружившие юнкеров, сменили винтовки на лопаты и аилы. В Тюфелевой роще начинается строительство автомобильного завода. 28 июня 1918 года в цехах АМО (так тогда назывался наш завод) побывал Владимир Ильич Ленин. На всю жизнь запомнили рабочие его речь. Он говорил, что без труда, без затраты огромной энергии невозможно выйти на дорогу социализма.
В. И. Ленин и И. В. Сталин отечески следили за первенцем советского автомобилестроения. 7 апреля 1921 года завод облетела весть: Ленин передал приветственную телефонограмму. «От всей души желаю бодрой работы, которая, несомненно, принесёт дальнейшие успехи, - писал он. - Особенно велико значение ваших успехов с точки зрения всей массы рабочих и крестьян, ибо развитие производства двигателей, при обилии в России нефти, обещает возможность поставить дело снабжения дешёвыми и практичными двигателями крестьянского хозяйства. Во что бы то ни стало добиться ещё и ещё успехов в деле производства двигателей».
Каждый день кипучей жизни молодого завода - яркая страница летописи отечественного автомобилестроения. В дни, когда с трибуны XVI партийной конференции прозвучал призыв развернуть социалистическое соревнование за успешное выполнение первой пятилетки, на автозаводе начинается реконструкция, превратившая полукустарные мастерские в крупное, оснащённое передовой техникой предприятие. На строительных участках и на монтажных работах в цехах появились ударные бригады комсомольцев.
Лучшие стахановцы автозавода - это бывшие комсомольцы, которые своими руками возводили его стены и знают историю чуть ли не каждого станка. Инструментальщик - комсомолец С. Давыдов - ныне начальник инструментального цеха, депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии. Вместе с ним начинали свой путь, награждённый орденом Ленина кузнец Ф. Храмилин, бригадир автоматчиков лауреат Сталинской премии А. Сметании, расточник И. Хлыстов, одним из первых получивший право ставить собственное клеймо на изготовляемых им деталях, и многие другие.
1931 год самый памятный в жизни завода. Гигант советской индустрии отныне называется именем Сталина. Передовики производства встретились в Кремле с руководителями партии и правительства. Новые машины осматривали товарищ Сталин, товарищи Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе.
Рабочие завода живо помнят встречу с В. М. Молотовым в 1934 году, когда он побывал в цехах, беседовал со стахановцами.
Вырос завод, выросли его люди. На заводе десятки цехов. Детали свыше 7 тысяч наименований бегут под их высокими сводами по ручьям больших и малых конвейеров, чтобы слиться в один главный поток большого конвейера. Стрелка часов отсчитывает несколько минут, и на ваших глазах рождается новая мощная машина «ЗИС - 150». А с другого конвейера уже сходит комфортабельный, отличающийся строгостью и совершенством форм, легковой автомобиль «ЗИС - 110». Как непохож этот шедевр мировой техники автомобилестроения на своих предков - первые фаэтоны, которые теперь можно увидеть разве только в каком - нибудь музее!
Но, пожалуй, лучше всего о разительных переменах на заводе, о его необычайном внутреннем мире и постоянном движении вперёд можно узнать, познакомившись ближе с замечательными строителями автомобилей. В тяжёлом 1942 году пришёл на завод учеником - строгальщиком комсомолец Владимир Панкратов. Юноша внимательно присматривался к работе опытных мастеров и через три месяца стал строгальщиком - универсалом 4 - го разряда. Два года он учился в технической школе и, уже мастером, сдал экзамен на второй курс вечернего техникума. Теперь студент Панкратов работает мастером.
Каждый раз, когда заходит разговор о Владимире Панкратова, судьба которого типична для многих молодых автозаводцев, невольно вспоминается рассказ начальника инструментального цеха Константина Ефимовича Малкова, побывавшего в Америке.
- Я видел современную технику, - рассказывает он, - но я не видел простых людей, которым она принесла бы счастье. Никогда не забуду горьких слов, услышанных от одного инженера из предместья Детройта, одарённого, нестарого человека, но с погасшим взглядом: «К чему работать, если бессмысленно изобретать? К чему жить, если живёшь без перспективы?..»
Да, за океаном рабочий фордовского завода никогда не испытывает чувства, с каким рабочие нашего завода обычно провожают каждую новую машину, - чувства удовлетворения, радости творчества!
Есть на нашем заводе большой, четырёхэтажный корпус. Здесь разместился ОТО - отдел технического обучения. Тысячи молодых рабочих учатся на нашем заводе. В вечерние часы они заполняют аудитории института, техникума, классы школы рабочей молодёжи, кабинеты многочисленных технических школ и курсов. Известно, что опытный мастер может за час научить новичка работать на советском токарном автомате. И всё же юноша, прежде чем его допустят к станку, должен пройти на курсах металловедение, чтение чертежей, усвоить начальные сведения по автостроению и конструкции машин. Вот почему у автомата стоит не робот, не механический исполнитель раз навсегда заученных движений, а его властелин, работающий вдохновенно, творчески.
Комсомолка цеха шасси Граня Александрова, всесторонне изучив свой станок, пришла к мысли, что на нём можно работать значительно быстрее и изготовлять больше деталей. Не сразу удалось ей решить эту задачу. Девушка прочитала много технической литературы, сделала немало расчётов. И после долгих творческих поисков она одна из первых на заводе ещё в 1947 году начала работать по нормам 1950 года, а своё пятилетнее задание выполнила за два с половиной года.
Многообразны и широки духовные устремления нашей молодёжи. На заводе имени Сталина юноши и девушки могут посвятить свой досуг любимому занятию. Во Дворце культуры две библиотеки с десятками тысяч томов, обсерватория, лекционные и гимнастические залы, зимний сад, различные кружки, где молодые рабочие овладевают иностранными языками, постигают основы телевидения, слушают лекции по философии и о классической русской музыке. 1500 автозаводцев занимаются в самодеятельных кружках.
Строители машин дорожат добрым именем своего завода. Куда бы вы ни заглянули в эти дни - в литейную или в кузницу, в модельный цех или в цех моторов, в арматурный или в инструментальный, - в каждом цехе завода - гиганта вам открывается подлинно коммунистическое отношение к труду, патриотическая забота о повышении культуры социалистического производства. Рука об руку с ветеранами советского автомобилестроения трудятся молодые мастера, комсомольская поросль, кровно «вязанная с жизнью и судьбой своего завода. 220 коллективов добиваются права называться «бригадой отличного качества», и 77 из них - молодёжные.
Новыми успехами отметили автозаводцы свой юбилей. В письме товарищу Сталину автозаводцы сообщили, что «за счёт сверхпланового снижения себестоимости продукции завод дал государству 42 миллиона рублей экономии и высвободил путём ускорения оборачиваемости оборотных средств 40 миллионов рублей». За это энергично боролись молодые штамповщики кузнечного цеха Иван Гура и Василий Кокошка, комсомолки Нина Васильева и Нина Садовская, бригадир молельщиков Леонид Воронцов и сотни других умельцев - людей с золотыми руками.
Коллектив автозаводцев, получив в день двадцатипятилетия завода приветствие вождя и учителя советского народа И. В. Сталина, ответит ещё большим выпуском первоклассных машин.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.