В 1925 году на одной из художественных выставок Москвы появилась картина, вызвавшая всеобщее восхищение. Называлась она «Пулемётам продвинуться вперёд» и изображала один из боевых эпизодов времён гражданской войны.
... Южная степь в знойный летний день. В пыли и грохоте мчится четвёрка лихих лошадей. Судорожным движением ухватился за край брички пулемётчик, приподнялся и подался вперёд возница. А за этой тачанкой, вдали, в горячем мареве, летят ещё тачанки и скачут конники... Это талантливое полотно принадлежало кисти тогда ещё мало известного художника Митрофана Борисовича Грекова. С этих пор слава и популярность его как замечательного советского баталиста беспрерывно растут.
Сын донского казака, М. Б. Греков до 17 лет не видел ни одной картины, но страсть к рисованию жила в нём с раннего детства. Не имея ни учителей, ни наставников, он по собственной инициативе заводит тетрадки и, «чтобы было что рисовать, сочиняет всякие путешествия и приключения и иллюстрирует их». Любовь к рисованию привела его в Одесскую художественную школу. В 1903 году по рекомендации школы как лучший её ученик М. Б. Греков поступает без экзаменов в Петербургскую академию художеств. Короткое время он занимается в мастерской крупнейшего мастера русской живописи И. Е. Репина, а затем продолжает учёбу у Ф. А. Рубо, знаменитого баталиста, автора Севастопольской панорамы. Накануне первой мировой войны Митрофан Борисович заканчивает академию и получает звание художника.
Когда начинается мировая война, М. Б. Греков в составе 19 - й казачьей сотни попадает на германский фронт. Империалистическая война не нашла никакого отражения в его творчестве, если не считать нескольких беглых альбомных зарисовок.
Талант художника расцветает после Октябрьской революции. М. Б. Греков добровольцем вступает в ряды Красной Армии. В автобиографии, отмечая это важнейшее событие в своей жизни, он пишет: «Самое главное, что сулило будущее, это то, что в Красной Армии интересовались искусством. На него смотрели серьёзно, и мы, художники, получали какую - то значимость... Под этим бодрящим сознанием я начинаю писать по живым, непосредственным впечатлениям сегодняшнего дня».
Греков пишет «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «В отряд к Будённому», «Будённый и Ворошилов у костра», «1 - я Конная», «Товарищи Сталин, Ворошилов и Щаденко в окопах под Царицыном» и десятки других великолепных картин, рисующих беспримерные исторические подвиги Красной Армии в дни гражданской войны.
Митрофан Борисович Греков умер 27 ноября 1934 года, 52 лет отроду, в самом расцвете своих творческих сил.
В честь М. Б. Грекова его именем была названа мастерская военных художников. Художники этой студии создали много замечательных полотен, отражающих величайшие победы Советской Армии.
Современные армии состоят из многих родов войск. Каждый из них могуч, важен и необходим. Но артиллерии принадлежит особое место. Это поистине самый могучий, решающий род оружия. Недаром товарищ Сталин назвал артиллерию «богом войны».
В полном объёме гигантская мощь и значение артиллерии как главной ударной силы проявились в. годы Великой Отечественной войны.
Русские всегда славились как хорошие артиллеристы. В России раньше, чем в других странах, появились орудия, заряжающиеся не с дула, а с казенной части; русские первыми применили нарезные стволы, создали новые виды бездымного пороха, изобрели клиповый затвор; русским учёным принадлежит приоритет в изучении внешней и внутренней баллистики, в учении о природе и свойствах металла, в создании скорострельных орудий и т. д. Однако царизм подрезывал крылья научной мысли, сковывал таланты русских артиллеристов.
Советская власть раскрепостила творческие силы народа. Сталинские пятилетки оснастили нашу армию первоклассным артиллерийским вооружением. Выросли кадры великолепных мастеров артиллерийского дела. Сталинский полководческий гений обогатил военную науку новой стратегией и тактикой.
Во время Великой Отечественной войны могущество советской артиллерии непрерывно нарастало. Советские артиллеристы и советская техника продемонстрировали такие боевые качества, каких никогда не знала артиллерия ни одной из армий мира.
В начальный период войны гитлеровцы пытались атаковать Москву с воздуха и бросили для этой цели армаду из 8 тысяч самолётов. Как известно, только одиночным самолётам удалось прорваться к столице. Защитили Москву славные зенитчики во взаимодействии с истребителями.
К исходу первого года войны враг потерял 24 тысячи танков - это в основном сделала советская противотанковая артиллерия.
В исторической битве под Сталинградом была окружена, разгромлена и пленена 300 - тысячная отборная немецкая армия. Начало разгрому положил небывалый по силе массированный огонь советских орудий. 19 ноября, в первый день наступления, артиллерией было произведено 689 тысяч выстрелов, взломавших немецкую оборону.
Летом 1943 года враг под Курском ввёл в действие новые, сверхмощные танки «тигр», «пантера», самоходные орудия «фердинанд». Советские снаряды с повышенной бронебойностью пробивали «неуязвимую» броню стальных чудовищ. За первые три дня сражения огнём артиллерии и танков было уничтожено свыше 1500 машин противника.
Советские войска неудержимо двигались на запад. Не помогли противнику никакие «оборонительные пояса», «валы», долговременные укрепления. Доблестные артиллеристы крошили все доты и дзоты, блиндажи и казематы, прокладывая путь пехоте и танкам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.