На окраине дачного посёлка раскинулось большое зелёное поле. В погожие летние дни с этого поля взмывают одномоторные самолёты, описывают широкий круг, садятся и вновь взлетают в высокое прозрачно - голубое небо.
Долго следим мы за бесконечными взлётами и посадками. Возможно, это зрелище показалось бы несколько однообразным, если бы не то обстоятельство, что полёты совершают юноши и девушки. В том, как они сейчас летают, видны дерзость людей, стремящихся покорить стихию, и робость, неуверенность новичков, совершающих свои первые полёты.
Зелёное поле, покрытое лёгкой белой пеной отцветших одуванчиков, - аэродром Первого московского аэроклуба Добровольного общества содействия авиации.
... К старту подруливает самолёт. В кабине лётчика механик одного, из московских заводов комсомолец Юрий Горшков. Ему предстоит сейчас совершить свой двадцать пятый самостоятельный вылет. Юрий Горшков совершенно спокоен. Он знает, что ничего неожиданного у него не может произойти. Каждая секунда, каждое движение рассчитаны и выверены заранее. Юрий Горшков плавно отрывает самолёт от земли, набирает высоту; на заданной высоте он делает разворот, идёт по горизонтали, потом по кругу и, наконец, «на три точки» сажает свою машину у посадочного знака.
Юрию Горшкову двадцать один год. В аэроклубе он занимается три года.
- Для меня авиация больше, чем спортивное увлечение. Авиация - это моя мечта, - говорит Юрий. И в тоне, каким были сказаны эти слова, в выражении глаз его мы прочитали не только большую, крылатую мечту рабочего паренька - стать со временем хорошим лётчиком - профессионалом, - но и твёрдую убеждённость в том, что он им будет.
Софья Назарова, шутя, называет себя «бабушкой авиации»: в её группе она самая старшая. Ей минуло двадцать пять лет. В самом начале войны Софья Назарова закончила школу младших авиаспециалистов, в 1942 году добровольцем вступила в армию и всю войну была мастером по авиавооружению в авиационном полку.
После демобилизации она решила овладеть лётным делом и поступила в аэроклуб.
Несколько раз в неделю приезжает она на аэродром. 28 мая Софья Назарова впервые взлетела одна, без инструктора, и сделала над аэродромом большой круг. Сейчас в её рабочей книжке записаны уже десятки самостоятельных полётов.
- А для меня полёты - это даже не спорт, а необходимость, - говорит студент 3 - го курса Московского авиационного института имени Орджоникидзе Алексей Кузнецов. - Мне кажется, что нельзя быть в авиации хорошим авиаинженером, не будучи хоть немного лётчиком.
... Тренировка подходит к концу. Солнце начало опускаться. По распоряжению старшего инструктора Николая Курсакова самолёты один за другим покидают старт и выстраиваются у кромки аэродрома. На моторы надеваются чехлы. Всё затихает. Учлёты уезжают в Москву. Там они разойдутся по заводам, институтам, учреждениям, чтобы по - стахановски работать, упорно учиться. Как только выдастся свободный час, они обязательно приедут сюда, на аэродром. И будет всё, чему надлежит быть: учлёт наденет комбинезон, парашют и шлем, взмахнёт флажком стартер - и самолёт, ведомый молодым пилотом, уйдёт в воздух.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.