... В предутреннем тумане показался седой Урал. Длинные цепи старых гор были полны таинственности, изумительной красоты. Крутые скалы с разноцветными и обнажёнными поясами рассказывали свою древнюю историю. Кругом шумели дивные леса. А среди них стоял старинный русский город Белорецк - крупный металлургический центр. Ещё во времена Пугачёва здесь были построены первые металлоделательные заводы. Теперь рядом с памятником старины выросли новые заводы. Мы пробыли здесь несколько дней, побывали на заводах, оборудовали лодку, со старожилами уточнили путь, и вот уже в дневнике появляется первая запись: «Прощай, Белорецк! Мы ещё будем в твоих краях. До скорой встречи!»
Беспокойная река, кажется, неохотно принимает своих гостей. Её воды быстрыми потоками гнали лодку на камни и пороги, старались закрутить в огромных водоворотах. Нас несла Белая на своих маленьких, но капризных и опасных волнах с большой скоростью - 15 километров в час.
Прошёл день. Первый бивуак. Мы встали в 6 часов утра. Нас ожидала большая работа - чинить лодку, дно которой изрядно повреждено при переездах через перекаты. Возимся до вечера, шпаклюем, смолим. И только утром оглядываемся вокруг. Как быстро изменился ландшафт! Ещё краше становится природа. Появляются бесчисленные стаи диких уток. Вдоль берега широкой лентой выше пояса тянется зелёная полоса сочной травы. В душистой тени её лежат спелая клубника и земляника. Ягоды величиной с вишню, их здесь целые поля. Можно лежать и, только поворачиваясь С боку на бок, собирать их с утра до самой темноты, что мы и делали на привалах. Богатейший край! Мы познакомились с рыбаками, и они рассказывают, что после сплава леса, когда форель возвращается на старые места, она идёт огромными косяками в несколько слоев. Местные жители и даже ребятишки бьют её острогой.
Проходят дни. Как - то после днёвки не успели отъехать и пяти километров, как небо с севера вдруг потускнело. Тёмно - серые облака спустились ниже, и вдруг молнией раскололо небо, сильный раскат грома разнёсся эхом в скалах. И всё это произошло за несколько минут. Деревья зашумели. Помутнела река. Гонимые ветром, ещё сильнее забегали барашки. Хлынул проливной дождь. Запенилась я до того бурная река. Целый час лило, как из ведра. Но вот прошла туча, опять выглянуло солнце, ещё свежее и прекраснее стало кругом. Промокшие до нитки, мы высушились на солнце и поплыли дальше... Местные жители предупреждали нас, чтобы на остановках мы были осторожными: река засорена огромными камнями, лежащими на стрежне. А вот и они - первые пороги. Многотонные зубья, словно водяные чудовища, чернеют над поверхностью реки. Воды шлифуют и обтачивают их тела. Островками снега кажутся пенистые буруны вокруг них. Бурлила в бешенстве вода, будто желая сбросить камни.
Наш «командор», Сергей, отдал команду: «Снять вёсла, рулить буду я!» Камни могли каждую минуту раскроить днище лодки. Но «командор» и рулевой у нас были опытные. За день пришлось преодолеть 11 порогов. К вечеру 11 зарубок были вырезаны на борту нашего «флагмана».
На десятый день пути на горизонте показалось большое село Kaгa. Мы решили остановиться, чтобы пополнить наши запасы продовольствием. В пути мы очень соскучились по жареной картошке.
В Каге помылись, надели «парадную» форму и вышли на берег. Вадим остался дежурить, приводить потрёпанное хозяйство в порядок и готовить обед. Остальные двинулись в село. По дороге встречаем колхозников, спрашиваем:
- Где живёт председатель колхоза?
- Я и есть председатель, - послышался спокойный голос.
- Видите ли, - объясняем, - мы студенты - туристы из Москвы.
- Добре, добре! Ну пойдёмте. Пока шли, узнали, что колхоз полеводческий и... старательский. Колхозные бригады моют золото на берегу одного из притоков реки Белой.
Во второй половине дня в правлении колхоза собралось много народу. Мы рассказали о Москве, о новом строительстве. Долго продолжалась эта интересная беседа.
Поздней ночью вернулись на бивуак. Костёр уже погас, и «повар» спал, но ужин был ещё горячий.
Стояла тихая погода. Яркие звёзды напоминали украинскую ночь с картины Куинджи. После сытного ужина уснули крепким сном.
На другой день рано тронулись в путь. Предстояло ещё преодолеть трудные перекаты и опасные пороги. Но это уже были не первые дни нашего путешествия. Отводя лодку от удара о камни, часто прыгали в воду, и, маневрируя среди множества порогов, мы окончательно «укрепили свои нервы», как говорил Сергей. Теперь уже число зарубок было более ста. Но впереди предстояло ещё проплыть одно из трудных мест - Арский камень, который находился южнее деревни Ломовки, вниз по течению километрах в 6 - 7. Арский камень - огромная скала высотой метров тридцати. Большим выступом она вдаётся в воды Белой. В этом месте уровень дна несколько понижается, и скорость течения воды достигает 18 - 20 километров в час. Один из местных жителей, помогая нам пройти это опасное место, говорил, как много лет тому назад здесь останавливался со своим войском Емельян Пугачёв. Мы услышали интересные случаи из жизни крестьянского вождя.
Свой рассказ проводник закончил стихотворением, которое мы записали:
О нём нам память сохраняют,
Когда над камнем начинают
Ветра суровый разговор,
И в тихой песне напевают
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.