Книга молодого автора А. Баскакова «Чертово гнездо» - попытка художественно изобразить прошлое одного из крупнейших московских заводов - «Динамо».
Повесть Баскакова - частица огромной работы, которой заняты сейчас сотни рабочих авторов. Дать научную и художественную историю заводов - вот цель этой работы, сформулированная в статьях Максима Горького и в постановлении Центральною комитета партии.
ЦК ВЛКСМ принял решение о включении комсомола в активную работу над историей заводов и фабрик.
Печатаемые отрывки одобрены заводской редколлегией по истории завода «Динамо».
Бом - бом - бом!
С утра понеслось над Симоновной, Кожуховым, Ногатиным.
Воскресенье.
Заводы молчат. Ворота крепко заперты.
В монастырь потянулись старухи. В новом платье. Черный платок заколот на шее булавкой. Следом за ними кое - кто из молодых женщин. Особенно торопятся вдовы, у которых в монастыре хахали из монахов...
Рабочие не спешили в церковь:
- Ладно!... Как - нибудь схожу.
Сосед заходил к соседу. Собирались группой приятели по заводу и шли на луг отдыхать. Бросали жен, детей. Не слушали плача, просьбы хоть разок побыть вместе.
- Отставать от друзей грех!
И уходили. По пути заворачивали в казенку. Набирали вина. В лавке - огурцов, хлеба, иногда (после получки) колбасы.
На лугу, вдоль склона горы, на траве сидели рабочие. В кругу - бутылки, закуска. Стакан ходит от одного к другому.
Разговор у всех разный. Кто про завод, кто про житье свое, про царя, про партию. Некоторые - и таких становилось все больше - тайком уходили в Тюфелеву рощу... Там собирался большевистский кружок.
Захмелевшие резались с азартом в «очко». Стояли на коленях, качались.
Шлепались карты.
В других местах трынкали балалайки. Рвала аккорды гармошка, выговаривая барыню. Мастеровые вскакивали с мест, топали, отдирали русского.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.