Молодость в искусстве

Николай Охлопков| опубликовано в номере №485, август 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Талантливая молодёжь советского театра - это не только его будущее, его завтра, но это и его сегодняшняя опора в творческих исканиях, его горячая кровь, смелая мысль, дерзание и жизнерадостность.

Идя рука об руку со старшим поколением, учась у него мастерству и театральной культуре, она, наша советская молодёжь, стремится, прежде всего, к воплощению образов современности, прекрасных образов советских людей, с их высокими идеалами и устремлениями. Она, наша театральная молодёжь, знает, что жизнь советского театра бывает высокой и полнокровной только тогда, когда его сценические произведения наполнены духовным богатством великой сталинской эпохи, бессмертием героических деяний советских людей, всей внутренней патетикой нашей жизни.

Знать жизнь, впитывать в себя мудрость жизни, смело шагать по широким дорогам дней, подставляя своё лицо ветрам и бурям, дождям я сверкающим лучам обжигающего солнца, - вот что влечёт к себе нашу молодёжь, готовую измерить самые большие глубины человеческого духа. Перед ней открыты все богатства классики, перед ней - величайшие сокровища современных идей. Но пройдут путь, не блуждая и не падая, только те, кто любит труд, прекрасный труд актёра, тяжёлый, но полный истинной красоты, вдохновения, с множеством бессонных ночей от раздумий над ролью, с беспрестанными терзаниями сердца и редкими, но зато и очень ценимыми радостями творческих успехов.

Выйдут вперёд только истинные труженики не щадящие себя, беззаветно и чисто отдавшиеся искусству. Просто «только талантливые» останутся позади. «Скромная способность к труду составляет базу всякого гения», - писал Репин.

Да, выйдут вперёд, завоюют себе место под солнцем театра только обладающие талантом работать, трудиться, беспрерывно совершенствоваться. Они, молодые, не одиноки на этом пути.

Кто из старших мастеров не даст им добрых советов и указаний, кто не проследит их творческий путь, кто не передаст им великие традиции театрального мастерства! Каждый советский театр стремится серьёзно и вдумчиво воспитать свою молодёжь, дать ей дорогу, укрепить её веру в себя, расправить ей крылья.

Наш Московский театр драмы тоже стремится бережно растить свою молодёжь. Такие великолепные мастера сцены, как М. И. Бабанова, М. М. Штраух, Ю. С. Глизер, А. А. Ханов, А. В. Богданова и другие, режиссёры Е. И. Страдомская, Ф. Н. Каверин, П. В. Цетнерович, В. Н. Власов, работающие в театре, воспитали не одного актёра, занявшего прочное место в репертуаре театра.

Воспитание молодёжи все 25 лет существования нашего театра остаётся его боевой программой. Самое важное в этом воспитании, хотя и не единственное, - это репертуар. Именно репертуар окончательно формирует актёра. Воспитать молодого актёра или актрису и не дать им участвовать в репертуаре театр! - значит обескровить актёра, отрезать ему крылья, не дать по-настоящему встать на ноги, нe позволить ему творчески сформироваться. Ещё в школе великий трагик Гальма в течение курса прорепетировал под руководством своих учителей до ста восьмидесяти ролей.

Чем чаще занят молодой актёр в новых работах, тем лучше, конечно, если образы, над которыми работает актёр, художественно полноценны, если они правдивы и глубоки. Разыгрывая плохие пьесы, мы делаем вредное дело не только для зрителя, но и для актёров, особенно для молодых актёров.

Воспитать нашу театральную молодёжь в духе высокой требовательности к репертуару и к ролям, воспитать из неё бойцов за высокие и светлые идеалы современности, глашатаев истины, трибунов большой мысли, поднимающих на щит идеи социалистического гуманизма и несущих со сцены живую, конкретную и высокую правду жизни, - вот назначение театра, прежде всего.

И когда молодые актёры нашего театра работали над образами «Молодой гвардии», то самым существенным для их творческого роста было то, что эти образы полны прекрасной и чистой правды о наших людях, о нашей героической действительности.

Наша молодёжь: Татьяна Карпова, играющая Любу Шевцову, Вера Гердрих, исполняющая роль Ули Громовой, Дмитрий Вурос, работающий над образом Жоры Арутюнянца, Вера Орлова, играющая роль Вали Филатовой, Вера Славина в роли Тони Иванихиной, Всеволод Малашенко в роли Анатолия Попова, Шура Терехина в образе Радика Юркина, Ионов в роли Фенбонга, Романов в роли Соликовского, Прусаков в роли Коли Сумского, Борис Зверев в роли Мошкова, Зиновьев в роли адъютанта, Кузина в роли мальчишки и другие - все они, прежде всего, полны тем, что несут зрителю большое содержание, передовые идеи современности.

Они, молодые художники, чувствуют, что должны впитать в себя целый океан жизни, чтобы знать эту жизнь, чтобы не путаться в лабиринтах человеческой души и чтобы нести со сцены - трибуны - настоящую правду. Каждая роль для них - ступенька к достижению этого.

Талантливая, темпераментная, страстно любящая работу Татьяна Карпова сыграла, несмотря на свою молодость, немало ролей. Лиза в «Простых сердцах» К. Паустовского, Шура в «Московских ночах» Н. Погодина, Настя в «Москвичке» и Александра в «Сыновьях трёх рек» В. Гусева, Верочка в «Последних» М. Горького, Шура Азарова в «Питомцах славы», Таня в пьесе Арбузова, Ленушка в одноимённой пьесе Л. Леонова и, наконец, прекрасно сыгранная Люба Шевцова в «Молодой гвардии» по роману А. Фадеева - вот её основные роли. Она видит, как многогранен мир человека, как надо уметь срывать внешние, примелькавшиеся покровы с человеческих образов, с жизненных явлений, чтобы подобраться к самому важному и существенному. И она знает, что надо чертовски много работать над собой, чтобы уметь отделить главное от второстепенного, типическое oт случайного, индивидуальное от кажущегося индивидуальным. Работа, работа, работа! И этому она всегда может учиться у своего педагога, выпустившего когда-то её из школы, - М. И. Бабановой.

Вот Вера Орлова. Ещё совсем недавно она училась в школе нашего театра. Её выпускной работой была роль Верочки в «Последних» М. Горького. Первыми её работами на сцене были роль Франсуазы («Случай на мельнице» Э. Золя), Машеньки в одноимённой пьесе Афиногенова. Это был первый год войны. Играя в театре, она участвовала во всех концертах для воинских частей. С конца 1942 года она сыграла роль парикмахерши Вари в «Москвичке» В. Гусева, Леночки в «Дворянском гнезде» Тургенева, Александры в «Лисичках» Л. Хельман, Дуську в «Отчем доме» В. Катаева, Катю в «Весна в Москве» В. Гусева, Маринку в «Капитане Кострове» и, наконец, Валю Филатову в «Молодой гвардии».

Комедия и драма, драма и комедия - то и другое она играет с увлечением, со вкусом. Сегодня она весело заливается смехом на сцене, завтра у неё опухшие от слёз глаза, послезавтра она снова вызывает раскаты смеха у зрительного зала, нисколько «не нажимая», не силясь это вызвать. Куда направить её талант? Конечно, на раскрытие всех душевных сторон человека, на мастерство перевоплощения, на глубину раскрытия разнообразия жизненных явлений. Снова беспрестанная учёба у жизни, которая богаче всех выдумок и фантазий.

Вот Вера Гердрих, оценённая по достоинству зрителем в роли Ули Громовой, требующей поэтичности и вдохновенности. В прошлом сыграны роли Тани в «Тане» Арбузова, Лизы в «Дворянском гнезде», Юлии в «Двух веронцах», Сены в «Сыновьях трёх рек» и т. д. Она всегда стремится к глубоко человечным характерам, насыщенным романтикой. Как при этом надо строго следить за своим собственным внутренним миром, чтобы он был правдив, правдив до конца! Ведь так легко стать на котурны или потерять в «простоте» окрылённость и темпераментность. Она ждёт, и по праву ждёт, ролей большой одухотворённости, богатых мыслями и чувствами, полных красоты и величия нашей жизни, характеров больших, страстных, с разнообразной внутренней «клавиатурой». Да и каждой из актрис так хочется поскорее воплотить на сцене образы современных девушек и женщин, полных нравственной силы, мужества и лиричности, чтобы можно было слить своё сердце с сердцем героини.

Вот Александра Терехина с огромным диапазоном своего несомненного дарования. Она прекрасно играла и старую няню в «Последних» Горького, и так восхитительно сыграла роль Радика Юркина в «Молодой гвардии», и Аннушку в «Обыкновенном человеке» Л. Леонова.

Как они, так и Д. Вурос, П. Ионов, совсем ещё юная В. Славина, Ф. Романов, Б. Зверев, В. Малашенко, С. Прусаков, А. Зиновьев. П. Козлов и многие другие, - одни уже при обретшие некоторый опыт, другие ещё совсем «зелёные», видят в искусстве театра не площадку для самоудовлетворения, не «театр для себя», а сильнейшее оружие нашего общества: все они стремятся черпать свою силу, прежде всего, из глубокого осмысливания нашей действительности, все они знают свой долг перед страной, любовно взрастившей их и посвятившей на великое служение искусству.

Пусть же будет путь их радостен, хотя и напряжён и труден. Пусть молодые будут вечно молодыми, как многие люди старейшего поколения мастеров. Пусть они будут молоды своим духом, своей любовью к театру, своими внутренними глазами, вбирающими золотые россыпи прекрасных явлений нашей героической жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Счастье

Глава из нового романа