Русский литературный язык - почему мы его должны любить, беречь, холить?..
Нет, пожалуй, в мире другого языка, подобного русскому. До последнего времени было довольно широко распространено мнение, что русский литературный язык по своему происхождению не есть русский язык. Это, как повторяли один за другим учёные, церковно-славянский, по происхождению древнеболгарский язык, только что проникнутый известным числом русизмов.
Я думаю, это объяснение надо выбросить. Наш литературный язык зародился много ранее, чем у нас появился впервые церковно-славянский язык.
Старейший слой памятников древнерусской письменности либо совсем не знает церковнославянизмов, либо знает их совсем немного.
Изучение самых старых русских памятников, таких, как «Русская правда», творение Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве», показывает, что в них или совсем нет церковнославянизмов или их очень мало и, напротив, во всех них бьёт русская стихия. Думать при этом, что наш литературный язык имел нерусскую базу, никак невозможно.
Почему мы говорим, что наш язык надо любить, беречь и холить? Прежде всего, потому, что это - ценнейшее сокровище русской национальной культуры.
Здесь нужно подчеркнуть положительные черты нашего языка. Следует отметить, например, обилие плавных и носовых звуков в языке - р, л, м, и. Четвёртая часть нашего словаря содержит слова, начинающиеся либо с плавного, либо с носового звука. Это вообще характеризует язык с музыкальной стороны. Нельзя также не отметить смягчающей силы согласных перед звуками переднего ряда. Это создаёт впечатление мягкости от нашей речи. Но особенно обращает на себя внимание словарный состав нашего языка. Словарь всякого живого языка очень гибок и собственно неопределим. Одни в нём слова рождаются, другие умирают. Одни значения слов сохраняются, другие приобретают новый смысл. В академическом словаре, вышедшем ровно сто лет назад, оказывается сто с небольшим тысяч слов. В этот словарь не включалась лексика узкая - техническая, научная, областная и т. д. Это, конечно, должно было значительно сократить общую лексическую наличность. В словаре Даля шестидесятых годов с лексикой областной и т. д. - уже до двухсот тысяч слов. Трудно сказать, какова была бы лексическая наличность нашего времени, так как развитие наук и техники принадлежит главным образом нашему времени.
Однако богатство словаря языка заключается не столько в количестве слов, в него включённых, сколько в развитости значений слов, в переносном их употреблении. В этом отношении словарь русского языка поражает своим богатством. Можно вспомнить, например, что для «идти» в словаре, изданном под редакцией Д. Н. Ушакова, дано 40 значений. Если даже представить словарь в более компактном виде, и то слово имело бы ряд значений. Невинные союзы «а» и «и» в действительности каждый имеет пучок значений. Отрицание «не» в одной из академических редакций заняло 96 страниц убористого словарного шрифта. Всё это свидетельствует о чрезвычайном богатстве русского языка.
Красивый и богатый русский язык в лучших произведениях выступает перед нами, кроме того, и как язык чрезвычайной выразительной силы. Таков в близкое к нам время язык Пушкина. Мы называем пушкинский язык своим языком. И это правильно. Здесь разумеется не только язык собственно Пушкина, но и всех тех, кто был верен пушкинским традициям, как то: Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Лесков, Чехов, Горький, - а также всего того, что питало самого Пушкина, а это были преимущественно произведения народного творчества.
Если обратиться к современному литературному русскому языку, взяв его на широком охвате, как язык всего революционного периода, то надо сказать, что он сильно изменился. Особенно изменилась лексика. Одни слова исчезли совсем, другие слова приобрели иные значения, явилось много новых слов. Новые формы политической и общественной жизни, новый быт, новое миропонимание оказали и оказывают глубокое влияние на словарь современного русского языка. Он находится в процессе постоянного обновления и расширения.
Почему мы должны беречь и любить свой язык? Потому что он красивый, потому что он богатый, потому, что он на редкость выразительный язык.
Бережному отношению к русскому языку - языку великого народа, - уменью использовать его богатство для наиболее точного и ясного изложения своих мыслей молодёжь должна учиться у замечательных знатоков и ценителей русского языка - Ленина и Сталина.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.