У нас, артистов, свой способ разговаривать с людьми: мы убеждаем образами. Правда, образы созданы не нами, а писателями, драматургами. И всё же в этих, как будто «чужих» созданиях мы находим своё. Своим толкованием характера героя или героини мы говорим зрителям то, что нам кажется самым важным.
Здесь, на страницах журнала «Смена», обращаясь к вам, молодые читатели, я постараюсь передать те чувства и мысли, которые стремлюсь выражать на сцене, играя роли молодых советских девушек. Внешний и внутренний облик их сильно разнился друг от друга: тринадцатилетняя девчушка Шура в «Московской ночи» и суровая мстительница Александра в пьесе «Сыновья трёх рек», скромная Настя в «Москвичке» и Зина Судейкина из «Отчего дома», эта маленькая хозяйка жизни, владеющая искусством творить тепло и уют. Что мне казалось наиболее важным в этих несхожих между собой образах, что мне, прежде всего, хотелось донести до зрителя?
Творческое горение души, талант делать самые простые вещи красивыми и значительными, живое, непосредственное чувство патриотизма и неугасимую мечту этих девушек.
Совсем ещё юная, робкая Шура... Она видит, что пленным грозит опасность, и, забыв страх, бежит через зимний лес, чтобы сказать об этом партизанам. Простая девушка Настя, москвичка, в дни войны и опасности проявляет удивительную стойкость, героизм. Большую силу, которая таится в сердцах обыкновенных советских девушек, хотелось мне передать в этих образах. Все эти девушки - мечтательницы. Но мечта не уводит их от жизни, как это случалось с юными героинями девятнадцатого века. Мечта помогает им преображать жизнь, строить прекрасное будущее. Жизнь для них - радость, и во имя этой творческой, яркой радости они совершают подвиги и идут на страдания. Они делают это не как мученицы, жертвы, обречённые, а во имя жизни, во имя счастья. Полнота, радость бытия - вот что стремлюсь я воплотить на сцене. И, должно быть, поэтому Люба Шевцова - моя любимая роль.
Люба - героиня и вместе с тем кокетливое, грациозное существо. На беглый взгляд она даже легкомысленна, но это - только кажущееся. В ней бьющая через край жизнерадостность, сверкающая молодость, изумляющее всех душевное здоровье. Любе весело жить на земле, и это - веселье силы, той силы, которая помогает ей идти на пытки, на казнь. Она очень умна, наблюдательна и благодаря этому так блестяще играет с огнём. Она рискует жизнью потому, что не может смириться, стать рабой. Против этого бунтует всё её существо. Героиня, патриотка, человек, отдавший «душу свою за други своя», она даже в страшную тюремную камеру приносит смех и песню. Каждое, движение Любы, каждая улыбка говорят: какое счастье - жить!
Какое счастье - жить, какая радость - быть молодым в нашей стране - вот что я говорю на сцене и повторяю сейчас. Цените эту радость, молодые. Перед вами открыты все пути, но выбирайте такой, чтобы он соответствовал вашим склонностям и способностям. А, избрав, идите по нему твёрдо и неутомимо. Молодость - радость, но эта радость обязывает. Быть молодым - значит учиться, как могут учиться только молодые, работать, как могут работать только молодые.
Нам, артистам, тоже приходится много учиться и работать. Мы непрерывно учимся у жизни, у книг, у старших товарищей. Я очень благодарна судьбе за то, что мне с детства приходилось встречаться с самыми различными людьми, знакомиться с разными условиями жизни. Я хорошо знаю быт рабочих: на заводе служил мой отец. Мне приходилось жить в деревне, когда я была пионеркой. Всё это очень пригодилось впоследствии в работе. Может быть, даже роль Любы хотя бы отчасти удалась мне так потому, что мне очень понятны и знакомы среда и люди, которые окружали героиню.
Но знание быта, уменье наблюдать отдельные характерные чёрточки - далеко не всё, что нужно актёру. Главное - надо суметь понять роль изнутри, постичь её характер и, может быть, даже происхождение, природу этого характера. Для этого нужен широкий кругозор. Артисту необходимо непрерывно расширять свои знания, много читать, быть всесторонне развитым человеком, даже немножко философом. Это и подало мне мысль слушать лекции в университете марксизма-ленинизма.
Совершенствоваться в деле, которое любишь, - тоже радость и наслаждение. Некоторые, возможно, скажут, что моё дело особенное: оно ярко и интересно. Театр, так сказать, - праздничная профессия. Но на свете нет будничных профессий, есть только будничные люди, не сумевшие или не пожелавшие найти себя.
Сейчас я работаю над небольшой ролью - девушки в пьесе Вирты «Хлеб наш насущный». У неё, на первый взгляд, очень скучная профессия. Она колхозный бухгалтер. Но эта девушка умеет придать яркость и праздничность своему как будто будничному делу и с гордостью говорит о нём. Это не вымышленный образ. Я встречала таких людей. Они подлинные творцы, по-настоящему счастливые люди.
Я мечтаю сыграть большую роль такого подлинно счастливого человека. Девушку с характером, столь же многогранным и жизнерадостным, как у Любы Шевцовой, но с другой, счастливой судьбой.
Мне хочется показать такую жизнь, ради которой стоило идти на смерть старшему поколению.
Я придерживаюсь того взгляда, что самое важное для человека - правильно выбрать свой путь. А если путь избран верно и ты шагаешь по нему, преодолевая препятствия, не боясь неудач, - непременно придёшь к вершине.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.