Календарь Смены

опубликовано в номере №474, февраль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Февраль

«Чародей Менло - Парка»

Пути, которыми изобретателя приходят к своим открытиям, нередко удивительно запутанны и сложны. Русский инженер Александр Николаевич Лодыгин в 1874 году изобрёл новый способ освещения: нагретая электрическим током железная проволока раскаляла в стеклянном баллоне кусок угля. Лампа давала ослепительно яркий свет примерно около получаса, потом уголёк надо было заменять новый.

Лодыгин скоро догадался, что уголёк будет служить дольше, если из баллона выкачать воздух. Затем он открыл способ автоматической замены углей, помещая в лампу несколько штук их. Одинокие лампы Лодыгина кое - где вспыхнули яркими точками в темноте петербургских ночей, и погасли: изобретение не заинтересовало людей, от которых зависело создать Лодыгину условия, необходимые для усовершенствования электрических ламп.

И вот лампа Лодыгина отправилась за океан, Ее повёз лейтенант Хотинский, командированный в Америку дли того, чтобы принять заказанные там военные корабли. «Я покажу эти лампы Эдисону», - сказал Хотинский, знавший о замечательном и чрезвычайно разностороннем американском изобретателе.

У Эдисона в те времена, в 1877 году, уже была отличная лаборатория в Менло - Парке, в 38 километрах от Нью - Йорка. Здесь, на одном из лабораторных столов, на котором изобретатель имел обыкновение спать не выходя целыми сутками из лаборатории, перед Эдисоном впервые вспыхнула лампа Лодыгина, привезённая Хотинским...

Гениальный изобретатель был замечательным следопытом. Он удивительно умел обнаруживать «врагов», стоявших на его пути. Так, например, в поисках наилучшего материала для накаливавшегося током «сердца» лампы Эдисон испробовал свыше шести тысяч разных веществ. И его настойчивость победила все препятствия. Первого ноября 1879 года Эдисон подписал заявку на патент на электрическую лампу, а вскоре в его руках было уже около двухсот патентов на «лампу Эдисона» во всех странах мира.

Вокруг электрической лампы в Америке долгое время шла яростная борьба между отдельными фирмами и изобретателями из - за всяких «подделок», в которых они обвиняли друг друга. Примечательно решение американского суда, постановившего, что ни Эдисон, ни другие претенденты на привилегии не могут их получить, так как ни один из «них не в состоянии доказать, чем же их лампы принципиально отличаются от лодыгинских. Эдисон был изумительным экспериментатором. Исследуя чрезвычайно простые телеграфные устройства прошлого века, он явился творцом нового метода телеграфной передачи, использующего вместо четырёх проводов только один. Когда Белл изобрёл телефон, то Эдисон поставил новое изобретение «на твердые ноги», дав ему угольный микрофон. Но «чародей из Менло - Парка», как называли Эдисона американцы, будучи действительно чудесным «следопытом» пауки и техники, «терял след», если между отдельными следами оказывался слишком большой пробел, для восполнения которого требовался такой гениальный полёт творческой мысли, как, например, в случае изобретения радио А. С. Поповым. Бесконечно возясь с электрическими лампами, Эдисон открыл появление на их стенках знаменитого «чёрного пятна» - «пятна Эдисона». Это пятно - результат вылета из раскалённой нити лампы мельчайших частиц вещества, на чём основана вся современная ламповая радиотехника. Эдисон тщательно исследовал это явление, но оно так и осталось для него просто «чёрным пятном», тайна которого была разгадана другими, создавшими чудо современной техники - электронную лампу.

Жизнь Эдисона, несмотря на все удачи и лавры, была подвигом. О том, как он работал, можно судить по тому, что изобретатель в решающий момент опытов с электрической лампой после двух бессонных суток просидел ещё 45 часов, неотрывно смотря на раскалённую угольную нить. Когда во время первой мировой войны надо было срочно налаживать массовый выпуск некоторых химических продуктов, семидесятилетний Эдисон бессменно проработал 188 часов, организуя производство синтетической карболовой кислоты. Он ушёл с завода только тогда, когда увидел, что успех достигнут.

11 февраля этого года во всём мире отмечается столетие со дня рождения Томаса Альва Эдисона в маленьком городке Милане (США, штат Огайо). Ничто не сулило вначале, что имя этого человека в дальнейшем станет нарицательным, характеризующим особую изобретательность. Его первая учительница характеризовала мальчика, как «ученика малоспособного, которого, пожалуй, не стоит долго держать в школе...»

Почин трактористок

- ... Не убеждайте меня, я не желаю рисковать!... У нас прорыв, а вы вместо трактористов присылаете девочек. Не могу я доверить пахоту девочкам!

Так, надрываясь, говорил по телефону председатель колхоза «Красный пахарь» директору Первомайской МТС, Сафоновского района, Московской области, в день, когда к чему прибыли машины бригады Паши Ледовской. Но вот тракторы вышли в поле. И тут - то председатель увидел, какие золотые руки у «девочек»...

В ответ на призыв знатной трактористки страны Паши Ангелиной организовать Всесоюзное социалистическое соревнование женских молодёжно - комсомольских бригад Паша Ледовская и её подруги ответили исключительным трудовым подъёмом. Их машины работали день и ночь без единой минуты простоя. Вместо 4 гектаров по плану тракторы бригады Ледовской вспахивали за смену по 8, а затем в по 12 - 15 гектаров. Работой молодых стахановок заинтересовались, и вскоре о их замечательном почине узнала вся страна.

15 февраля 1937 года в Москву со всех концов Советского Союза по приглашению ЦК ВЛКСМ съехались представители от 1220 женских тракторных бригад, участвовавших в социалистическом соревновании. Одна за другой на трибуну совещания поднимались девушки - вчерашние рядовые колхозницы, сегодняшние прославленные трактористки. Среди выступавших была и Паша Ледовская. Она рассказала о том, как её бригада добилась первенства в соревновании, обработав по 2058 гектаров на каждый трактор «СТЗ» при норме 450 га и сэкономив много горючего.

С тех пор прошло 10 лет. За эти годы трактористки, положившие начало замечательному почину - социалистическому соревнованию молодёжно - комсомольских тракторных бригад, - выросли в государственных деятелей. Второй раз избрана депутатом Верховного Совета СССР Паша Ангелина; Паша Ледовская - теперь директор крупной машинно - тракторной станции.

Великий композитор, выдающийся химик

«... Не знаю, как и благодарить вас за такое

горячее участие в деле моей будущей оперы... Ваш проект так полон и подробен, что всё выходит ясно, как на ладони... Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не знаю. Волков бояться, в лес не ходить. Попробую...»

Так писал великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин известному музыкальному критику и искусствоведу В. В. Стасову спустя несколько часов после того, как получил от него совет и предложение сочинить оперу на сюжет «Слово о полку Игореве». Идея Стасова и присланный им набросок либретто очень понравились Бородину, давно мечтавшему об опере и искавшему подходящую тему. И он с жаром принялся за работу.

Он перечитал всё, что так или иначе могло относиться к сюжету оперы, - летописи, исследования о «Слове», сочинения о половцах, «Задонщину»; знакомился с эпическими и лирическими русскими песнями, музыкой восточных народов и т. д. Уже через несколько месяцев был готов первый музыкальный номер «Князя Игоря» - «Сон Ярославны». Но прошёл год, и он охладел в своей опере; вновь вернулся Бородин в ней лишь несколькими годами позже...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены