«Изобрази мертвые тела, - одни, покрытые пылью наполовину, другие - сплошь... Пыль, которая смешивается с истекающей кровью, превращается в красную грязь... Виднеются кадры запасного войска, которое стоит наготове, полно - надежд... На картине не должно быть ни одного ровного места, без кровавых следов», - так поучал писать батальные картины в своем трактате с живописи Леонардо да Винчи, знаменитый художник итальянского Возрождения.
«Кровавые следы» «дым артиллерии», «пыль, поднятая движением конницы». Это детали той идеальной картины, которая должна показать живописные эффекты сражения, воодушевлять тех, кого посылали на бойню современники великого Леонардо, пираты и колонизаторы XV и XVI веков. Богатеющая буржуазия, папы и князья захватывают в свои цепкие лапы передовую интеллигенцию, которая служит их идеям.
Четыре века, отделяющие нас от Леонардо, не изменили тенденций художников капиталистических стран в изображении войны. Картинные галереи мира хранят огромное количество батальных картин, и в вековых холстах вы узнаете те основы, которые начертаны были еще Леонардо на заре буржуазной культуры.
Война, величайшая трагедия, интерпретируется многоплеменными буржуазными художниками в их картинах, рисунках, гравюрах, скульптуре как радость, праздник народов, пышное театральное феерическое зрелище. Такие величайшие мастера, как Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Веласкес, далее Грю, Жерико, Брюллов, Менцель, прославляли войну, изображая красивые баталии.
С чудовищным шквалом войны массы знакомились уже на самом поле битвы, среди грохота орудий, угара человеческой злости, трупного смрада, запаха пота и крови, криков, стонов, проклятий, предсмертных конвульсий и изуродованных безжизненных тел. Все это художник не осмелился бы показать массам, выполняя наказ господствующих классов, получавших огромные выгоды от войны. И если Калло в XVII веке, а Гойа в XVIII пытались показать в своих гравюрах отвратительный пик войны, то создали они свои произведения всецело под влиянием тех ударов, которые терпела их родина от нападающей стороны. Ведь совсем незадолго до своих серий гравюр «Великие бедствия войны» Калло гравирует импозантные «Осады Рашелли и острова Ре», «Осаду Бреда», прославляя победителя Людовика XIII, а «Бедствия войны» создает лишь, когда этот же король подчиняет себе его родной город Манси. Так создана была и серия кошмарных гравюр Гойа, где показан весь ужас расправы наполеоновских войск над беззащитным населением Сарагоссы, родины художника. Во всем мировом искусстве не встретить более потрясающих произведений, чем эти работы Гойа, где как бы слышен протестующий голос художника, запечатленный им в названиях гравюр. «Так было», «Этого нельзя перенести», «Но что можно сделать против штыков!», «Вот зачем были они рождены!..»
И только таким путем удавалось буржуазным художникам показать массам мрачные картины войны, отнюдь не вскрывая истинных капиталистических целей ее, в жертву которым приносились величайшие завоевания культуры и миллионы человеческих жизней.
Значительный шаг вперед в разоблачении войны сделали французы Шарле и Раффе, их же соотечественник гениальный Оноре Донье в своих рисунках, исключительных по силе ненависти к буржуазии и войне, русский художник Верещагин, показавший изнанку войны, бельгиец Вирт, немцы Беклин, Штук, австриец Кубин и итальянец Мартини в их аллегориях войны.
Протестом против войны полны произведения и современных буржуазных художников - пацифистов Шлихтера, Дикса, Мазерееля, взывающих о гуманности. Последствиям войны, физиологии того класса, который господствует и определяет политику в войне, много внимания уделяет Гросс, художник, публицист и яркий памфлетист в графике послевоенной Германии.
Наиболее близким пролетариату, разоблачающим буржуазию, ее подготовку войны, является американский «Джон Рид клуб», куда входит ряд замечательных сатирических графиков нашей эпохи, разоблачающих замыслы разбойничьи капиталистов. Но все же это единичные голоса противников войны среди милитаристического хора капиталистического искусства.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.