Вышедшая недавно первая часть романа Сергея Семенова «Наталья Тарпова» и напечатанный в пяти номерах «Октября» роман Георгия Никифорова «У фонаря» говорят о том, что пролетарские писатели все больше и больше переходят от тем гражданской войны к темам мирного строительства и взаимоотношениям людей в этот период.
Оба этих романа вызывают ряд интересных вопросов, связанных с партийной работой, перерождением интеллигенции, восстановлением промышленности и т. д.
Остановимся на «женщинах» романов, так как в их образах авторы вновь и вновь ставят «проклятые вопросы» нашего быта.
Наталья Тарпова - дочь привилегированного в царское время рабочего. Тарпов - отец не имеет ничего общего с революционным движением. Индивидуальность Натальи с детства подавляется семейным уставом, она спокойно посещает гимназию и покорна родителям. Приобщение ее брата к революционному движению, его неожиданный отъезд, а затем непривычные для Натальи письма на революционные темы хотя и заставляют Наталью задумываться над некоторыми вопросами, но не могут все же толкнуть ее на активные действия. Только после революции перерождается Наталья Тарпова. Из немощной, бесцветной гимназисточки она становится партийкой, способной на весьма решительные действия. Активно работая на заводе (она - секретарь завкома), Тарпова распущена в своей личной жизни. Ее связи с мужчинами непродолжительны, к половому вопросу она относится очень легкомысленно, придавая ему самое упрощенное толкование.
Правильно ли подошел автор к изображению партийки из рабочей среды? Нет ли здесь сусаль - кости? Нужен ли нам образ Натальи, блуждающей, как выразился В. Фриче, «чрезмерно охотно в лабиринтах эротических похождений»? Оправдан ли этот образ?
Нам кажется, что образ Натальи оправдан, что никакого намека на сусальность здесь нет, а легкомысленные «похождения» своей героини Семенов не смакует, не идеализирует.
Ведь Тарпова жила в консервативной, хотя и рабочей семье. Ее творческая энергия не могла не только развернуться, но и проснуться. Всякая инициатива личности подавлялась. Нужен был такой основательный толчок, как революция, чтобы у Натальи раскрылись глаза на мир, чтобы она и людей, и вещи увидела в ином свете. Стесненная ранее энергия красивой девушки ищет выхода. Девушка окунулась в самую гущу заводской революционной жизни, и чем больше она в нее погружалась, тем сильнее становилась жажда жизни. Половая несдержанность Натальи - реакция на прошлую жизнь. Эту реакцию можно считать вредной. Но поступки Натальи оправданы и психологически. К физиологическим связям она не хотела прибавлять «излишней душевной нагрузки».
Вот как описывает Семенов свою героиню: «Очень деятельный партийный работник и очень красивая двадцатичетырехлетняя женщина, вся так и сквозившая тем острым, что у мужчин вызывает чувство с первого взгляда».
В скорости после своего домашнего раскрепощения она сошлась с женатым партийцем - товарищем, бросившим ради нее жену. Наверное, она даже любила этого своего первого мужа, но с этой стороны она никогда не думала о своей жизни, придавая ей лишь то упрощенное толкование, которое уже становилось господствующим. Через восемь месяцев Тарпова ушла от мужа, ибо тот, движимый подлинным чувством, вздумал высказать жене пару нежных и теплых, но ревнивых слов. «В таком мужнином к себе отношении Тарпова увидела стеснение своей личности - и ушла, дав себе на будущее зарок быть осторожнее и избегать длительных связей».
Случай в больнице, когда Тарпова сталкивается с комсомолкой, любившей комсомольца, но имевшей случайную связь с другим, нарушает ее душевное равновесие, заставляет ее призадуматься. И вопрос, который раньше ее не интересовал: «А что, если она поступает неправильно?», возник, когда она увидела, что комсомолец и комсомолка страдают из - за неудачного аборта, когда комсомольцу мучительно хочется спасти свою возлюбленную. Тарпова невольно задумывается над этим, целиком оправданным у Семенова, случаем. Тарпова вынуждена, как бы она ни отмахивалась, принять «душевную нагрузку». Чтобы нагрузка не была слишком тяжела, Наталья обращается с письмом к брату - революционеру, сообщает ему о смерти комсомолки, но получает от него лишь общую фразу: «Твоя комсомолка - просто жертва революции». Такой общий ответ не мог ни в какой степени ее удовлетворить, а больше обратиться не к кому было. Дальше - встреча с инженером Габрухом. Габрух - интеллигент. Семья, по его мнению, нужна, но супружеская верность вовсе не обязательна. Тарпова сознает, что идеологически Габрух ей чужд, но тем не менее испытывает влечение к нему и отдает себе в этом отчет. Неизвестно еще, во что выльются их отношения, между ними стал новый парторганизатор заводского коллектива Рябьев, и не исключена возможность влияния Рябьева на Тарпову.
Если подойти к еще неоконченному роману Семенова отвлеченно, схематично, с общей меркой, то может показаться, что автор не дает ничего нового. Тогда можно сопоставить по аналогии это произведение с «Луной» С. Малашкина. В «Луне» нет никакого обоснования поступков женщины, докатившейся до 22 - го мужа. Таня выдумана, она не жизненна, такой молодежи у нас нет. Образ Натальи Тарповой правдив, ее поступкам предпосланы веские причины. Социально - психологический метод Семенова, его подход к человеку заставляет признать, что Наталья - живой человек, пусть и колеблющийся. Но кто из живых людей не сбивается с «хорошего» пути, чтобы снова на него стать? Ведь Наталья не аполитичная интеллигентка, а «очень деятельный партийный работник». Пройдя через многие суровые чистилища, она, может быть, придет к более правильным убеждениям, переменит свой взгляд на мещанство и т. д.
Разумеется, замечания по поводу «Натальи Тарповой» могут быть лишь предварительными.
Действие романа Г. Никифорова «У фонаря» тоже вращается вокруг завода, рабочего поселка. Здесь также выведен ряд характерных персонажей. Но мы остановимся на одном из них - героине Анне Голандиной.
Она тоже дочь рабочего (шофера). Ее отец - коммунист, прошедший через тюрьму и ссылку. Голандин воспитывает в своей дочери преданность рабочему классу.
Сходство социального положения и происхождения Натальи Тарповой и Анны Голандиной позволяет сопоставить этих двух героинь. Как и Тарпова, Голандина имеет партийную нагрузку, как и Тарпова, она заботится о своей личной жизни.
Но Наталья и Анна - типы разные, и подход к любви и половой проблеме у них неодинаков.
Анне Голандиной не с чем порывать. Ее семья рабочая и по духу, ей после революции не нужно было «домашнее раскрепощение», ибо она не была «крепостной». Поэтому реакции на прошлую жизнь у Голандиной нет.
Анна любит одного - партийца Дениса Рамзаева. Личные, «любовные» переживания занимают в ее жизни незначительное место, и это, между прочим, придает фигуре Анны некоторую схематичность.
Как же смотрит Голандина на любовь? Если в ее жизни личные переживания занимают даже ничтожное место, то должен же быть все же у нее какой - либо взгляд. Приведем характерный диалог:
- Анка, когда же ты придешь ко мне?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.