Как это иногда бывает

С Виноградская| опубликовано в номере №91-92, декабрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клубы - ценнейшее октябрьское завоевание рабочей молодежи.

Развитие творческих навыков, сочетание отдыха и развлечений с воспитанием, поднятие нашей активности - вот их многосторонние возможности. Ярко освещенные окна клуба, людные аудитории, читальни, уголки, кружковые комнаты - это целая лаборатория, в которой самыми разнообразными путями мы можем поднять свою культурность. Каждый хорошо поставленный клуб вырывает сотни и тысячи юношества из цепких лап скуки, разгильдяйства, пьянки и азарта. И каждый мертвый, «дикий» клуб толкает те же сотни и тысячи к порогам «царских клубов» - в проплеванные и угарные стены пивных. Борьба за клубы молодежи против этих старорежимных клубов борьба за новый быт. Но, наряду с большими достижениями, в жизни наших клубов еще не все ладно.

Засушливое однообразие или же, наоборот, эстрадное ухарство - бичи их работы.

Отводя место очеркам о клубной эстраде и о пивной, редакция обращает внимание читателей на огромную важность правильного решения этой, выражаясь шахматным языком, «двухходовки»: клуб - пивная.

- Вы сюда не доклад пришли слушать, а художественной части дожидаться. Работой же правления, докладом, вы совсем не интересуетесь! - так распекал собрание член правления юнсекции клуба металлистов.

И верно - собрание почти не слушало того, кто бросал с высоты трибуны пылавшие гневом фразы, почти не замечало, как один оратор сменял другого. Оно было занято другим: в ожидании художественной части пять - шесть сотен собравшихся ребят забавлялись рассказами, переходили с места на место, шли в коридор покурить, возвращались обратно посмотреть - не кончилось ли, наконец, докучное собрание, не начинается ли долгожданная художественная часть. Их было пять - шесть сотен. Из них голосовало при перевыборах юнсекции 70 - 80 человек. Остальные не имели отношения к юнсекции. не состояли ее членами и являлись принудительными слушателями. Присутствием на докладе они обеспечивали себе возможность посмотреть художественную часть, занять место в зале. Очевидно, велика жажда к представлениям, если ребята готовы в прекрасный зимний вечер под воскресенье преодолеть драку у входа, у вешалки и 2 - 3 часа тоски на докладе только для того, чтобы дождаться представления.

Что приготовили для них, чтобы привлечь их в этот вечер в клуб?

Синюю Блузу.

Все знают этот род живой газеты, все с ней знакомы, нет подмостков, на которых не подвизалась Синяя Блуза. Но, очевидно, не все оценили «высокие» качества ее исполнения и «высшие» качества ее репертуара.

Два слова об исполнении и оформлении. Шесть жеманных размалеванных женщин и несколько дюжих парней, вооруженные щитами римских воинов, символизируют китов советской хозяйственной мощи: индустриализацию, электрификацию, рационализацию, фордизацию, стандартизацию, военизацию и т. д. Они размахивают щитами, защищаясь неизвестно от чего и кого, и выкрикивают слова, которых никак нельзя уловить. Затем те же лица, но без щитов, составляют колонну. Ее венчает женщина, похожая на болонку, на голову которой надели кокетливую розовую шапочку. Колонна должна изображать завод. Возможно. Рассыпавшись, колонна изображает работу на заводе... Едва уловимый ритм труда сдабривается гудком - не то завод гудит, не то пастух на заре на свирели играет. Марш, отдающий мистерией, перемешивается с веселым «страданьем».

Теперь о репертуаре. Отдав дань китам хозяйственной мощи, живая газета Синей Блузы принимается агитировать за займы, предлагая молодежи на черный день копить копеечку. Агитация постепенно вырастает если не в пафос, то во всяком случае в хамство. «Интернационал» приводится на службу сберкассе; на его мотив поют синеблузники следующее:

«Мы укрепим бюджетный план

Своею собственной рукой».

«Бюджетный Интернационал» сменяет песенка о Черном Джонс. Изо - Кремер районного масштаба показывает здесь свое искусство. Впрочем, эта Изо - Кремер знает не только Джона из колонии, но и пролетарку из метрополии. На цыганский мотив, дерущий душу и рвущий сердце, она поет:

«Это было возле речки,

Где стоял всегда завод.

Это было, Манька помнит,

В девятьсот двадцатый год».

Но «перлы» живой газеты впереди. Пейзанка и «пейзан» знакомят собравшихся с содержанием газеты - «принимая во внимание, что не все газету читают». Что же они преподносят? Белогвардейскую поговорку о том, что в «Правде» нет известий, а в «Известиях» нет правды, они поворачивают так: в «Правде» много известий, но и в «Известиях» много правды.

Судить о качестве подобных превращений не станем. За ними идут известия из «Правды», а правда из «Известий» о том, что нет мануфактуры, и женщины поэтому носят юбки до пупа (так и сказано), о том, что пудра у ТЭЖЭ очень хороша (это для сведения молодежи); кончается газета наставлением: «Не ходите, братцы, по халтурам!» Вот уж действительно - врачу, исцелился сам. После газеты Синяя Блуза распоясывается во всю, распахивает блузу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены