Чей поэт Иосиф Уткин

В Кристалов| опубликовано в номере №212, декабрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

В итоге получилось очень печально. Чья это «Песнь бодрости»? Конечно не пролетариата. Характерно, что момент грусти с потерянном покое возникает даже в стихотворении на самые актуальные темы. Он является основным всюду. Например, в стихотворении о вредителях читаем:

«И, славу богу, в этом громе Сквозняк гражданский прохватил

И мой очаг, мой горе - домик». Здесь же самоутешение поэта по поводу разрушения его очага «сквозняком» революции.

Через несколько строк автор провозглашает свое самопожертвование:

И он (т. е. очаг. - В. К),

как я, пошел

Социализму на подстройку.

Этот тезис самоутешения, сознания себя объектом, а не субъектом революции, объектом, совершившим большую жертву нарушением своего покоя, красной нитью проходит через весь сборник. Поэт примиряется с действительностью, заявляя:

Мы с личным

счастьем

подождем

«Коммунистических конструкций...»

Такая характеристика современного периода завершения фундамента социалистической экономики, очень мягко выражаясь, неуместна. Уткин до сих пор мучится вопросом, «в чем смысл жизни», и старается уверить себя в самопожертвовании. Это ложное утверждение. Подлинному участнику осуществления пятилетки в 4 года и в голову не придет заниматься самоутешением по утерянному личному покою.

Но Уткин последователен. В стихотворении «Речь поэта на партконференции» мы снова встречаем тоскливые вздыхания о лучшей жизни.

Нет, кроме жизни

и рабочих песен,

Пока, друзья,

нам вряд ли что дадут...

Рыжий Мотэле, потревоженный бурным шествием революции, мелкобуржуазный бунтарь, робко приемлющий «новые времена», но сожалеющий о своем потерянном «личном счастье», печально улыбается нам с каждой страницы «публицистического сборника». Его унылая физиономия выглядывает то из стихотворения «О вредителях», то из «Речи поэта на партконференции».

Творческий метод Уткина остался неизменным. В «Повести о рыжем Мотэле» он характеризовался тонким минорным лиризмом, добродушной иронией, тяготением к отвлеченным образам, к дешевенькой красивости. Мы помним, с какой любовью и упорством писал Уткин стихи о гитаре - этом символе мещанского покоя и уюта; мы помним, как он ценил свою независимость от коллектива («мне за былую муку покой теперь хорош»). «Нет, так нет - прикажете плакать?» - эта строка являлась для поэта девизом, примиряющим его с действительностью. Но в те времена, когда была создана «Повесть о рыжем Мотэле» и лирические стихи, Уткина все же считали революционным поэтом, ибо он шел с революцией. Однако современный этап социалистического строительства, резкое обострение классовой борьбы, наконец, рост поэтов с органическим пролетарским мировоззрением, призыв ударников в литературу заставляют изменить подход к оценке творчества Уткина. На данном периоде романтика покоя, беспредметная лирика является реакционной, ибо уводит от» классовой борьбы и строительства. И так как творческий метод Уткина не изменился, в его изображениях действительности по-прежнему господствуют неясные, неопределенные, отвлеченные образы. Поэт избегает конкретности, говоря лишь «по поводу» фактов, а не о самих фактах. Между тем именно такой способ изображения характерен для поэтов с мелкобуржуазным мировоззрением. Отсюда же схематизм, примитивность, упрощенчество.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены