В итоге получилось очень печально. Чья это «Песнь бодрости»? Конечно не пролетариата. Характерно, что момент грусти с потерянном покое возникает даже в стихотворении на самые актуальные темы. Он является основным всюду. Например, в стихотворении о вредителях читаем:
«И, славу богу, в этом громе Сквозняк гражданский прохватил
И мой очаг, мой горе - домик». Здесь же самоутешение поэта по поводу разрушения его очага «сквозняком» революции.
Через несколько строк автор провозглашает свое самопожертвование:
И он (т. е. очаг. - В. К),
как я, пошел
Социализму на подстройку.
Этот тезис самоутешения, сознания себя объектом, а не субъектом революции, объектом, совершившим большую жертву нарушением своего покоя, красной нитью проходит через весь сборник. Поэт примиряется с действительностью, заявляя:
Мы с личным
счастьем
подождем
«Коммунистических конструкций...»
Такая характеристика современного периода завершения фундамента социалистической экономики, очень мягко выражаясь, неуместна. Уткин до сих пор мучится вопросом, «в чем смысл жизни», и старается уверить себя в самопожертвовании. Это ложное утверждение. Подлинному участнику осуществления пятилетки в 4 года и в голову не придет заниматься самоутешением по утерянному личному покою.
Но Уткин последователен. В стихотворении «Речь поэта на партконференции» мы снова встречаем тоскливые вздыхания о лучшей жизни.
Нет, кроме жизни
и рабочих песен,
Пока, друзья,
нам вряд ли что дадут...
Рыжий Мотэле, потревоженный бурным шествием революции, мелкобуржуазный бунтарь, робко приемлющий «новые времена», но сожалеющий о своем потерянном «личном счастье», печально улыбается нам с каждой страницы «публицистического сборника». Его унылая физиономия выглядывает то из стихотворения «О вредителях», то из «Речи поэта на партконференции».
Творческий метод Уткина остался неизменным. В «Повести о рыжем Мотэле» он характеризовался тонким минорным лиризмом, добродушной иронией, тяготением к отвлеченным образам, к дешевенькой красивости. Мы помним, с какой любовью и упорством писал Уткин стихи о гитаре - этом символе мещанского покоя и уюта; мы помним, как он ценил свою независимость от коллектива («мне за былую муку покой теперь хорош»). «Нет, так нет - прикажете плакать?» - эта строка являлась для поэта девизом, примиряющим его с действительностью. Но в те времена, когда была создана «Повесть о рыжем Мотэле» и лирические стихи, Уткина все же считали революционным поэтом, ибо он шел с революцией. Однако современный этап социалистического строительства, резкое обострение классовой борьбы, наконец, рост поэтов с органическим пролетарским мировоззрением, призыв ударников в литературу заставляют изменить подход к оценке творчества Уткина. На данном периоде романтика покоя, беспредметная лирика является реакционной, ибо уводит от» классовой борьбы и строительства. И так как творческий метод Уткина не изменился, в его изображениях действительности по-прежнему господствуют неясные, неопределенные, отвлеченные образы. Поэт избегает конкретности, говоря лишь «по поводу» фактов, а не о самих фактах. Между тем именно такой способ изображения характерен для поэтов с мелкобуржуазным мировоззрением. Отсюда же схематизм, примитивность, упрощенчество.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.