В годы великих начинаний на далёкий берег Амура, в места таёжные и дикие, с редкими поселениями рыбаков и стойбищами нанайцев, пришёл он, молодой строитель вашего времени. Всё, чем жила советская наша молодёжь, всё лучшее, что было узнано ею, - всё в своём сознании принёс он сюда, на глухой берег Амура, где редкими домами спускалось к Амуру безвестное доселе село Пермское.
Подобно открывателю новых земель, сошёл он, молодой строитель, по сходням парохода, носившего название «Колумб», на землю, которую призван он был преобразить и прославить. В песне о нашей молодёжи, о славных её делах за годы первых сталинских пятилеток, подобно запевке, звучит Комсомольск. Комсомольск-на-Амуре - не только творение рук молодежи: он её юность, та великолепная утренняя заря, свет которой надолго осветил все последующие годы. В землянках и временных бараках, рубя деревья в тайге, прокладывая первые просеки, которым предстояло стать улицами, создавал он, молодой строитель, будущий город, символ труда целого поколения. Несколько десятков семейств рыбаков, знавших только сроки хода кеты, жило здесь, в селе Пермском, поистине дивно ставшем - всего за пятнадцать лет - городом, где варят сталь и строят суда.
В июне 1933 года заложен был первый камень Амурского судостроительного завода. В акте, замурованном в фундамент, было сказано: «Строящийся Амурский судостроительный завод является важнейшей крепостью социалистической индустриализации Дальнего Востока». Я вспоминаю, как десять лет назад, проходя улицами лишь намеченного - в лесах, в строительных площадках, с кусками тайги на месте будущих его площадей - Комсомольска, только обращенными к будущему можно было представить себе обещания строителей города. Но то, что обещали они тогда, было выполнено в сроки, каких не знала история. Вспомним, что всё создавалось почти на первобытной земле, в местах, к которым только по Амуру, по льду, можно было прежде добраться зимой и где десятилетиями – по неуклонно ползущей кверху кривой - вымирали в царские времена племена нанайцев и гиляков...
Свыше четверти века назад на широкую дорогу истории вышел он, молодой человек, один из создателей великих строек эпохи - будь то Днепрострой, Магнитогорск или шахты Донбасса. Но в трудовой песне его начинаний и надежд, как символ, звучит и поныне Комсомольск. Всего десять лет назад, показывая как бы черновой набросок создаваемого ими города, привели они, молодые строители, приезжего к месту, где ещё сохранились землянки: здесь жили они первые годы. Они хотели сохранить одну такую землянку как музей для будущего. Подобно тому, как оставляет землекоп столбик земли, чтобы по нему можно было измерить вынутый грунт, хотели они, чтобы эта землянка служила масштабом будущего. Теперь, когда по Амуру плавают суда, построенные в Комсомольске, когда амурская сталь идёт для тракторов Алтайского завода, и для паровозов Красноярска, и для угольных предприятий Караганды, в свете прожитых лет видишь эту землянку первых строителей. Ничто не остановило, не ослабило тогда трудовой их подвиг: ни тяжёлые условия жизни в тайге, ни холодные дальневосточные зимы, ни дальность расстояний. Но расстояний этих - по внутреннему смыслу - и не существовало. Вся страна была с ними, молодыми строителями. Подобно тому, как Днепрострой или Магнитогорск стали поистине народными детищами, так народным де-
тищем, созданием самой большой надежды народа - его молодёжью - стал Комсомольск.
А это ли не подлинное счастье - обессмертить своё коллективное имя, заработать право сказать: я принимал участие в великих стройках нашего времени; я создавал вместе с другими будущее моего народа; я в числе первых откликнулся в зиму тысяча девятьсот тридцать второго года на призыв, обращенный во всех промышленных городах к молодёжи; я в числе первых мобилизованных комсомольцев поднялся на ослизлый берег далёкого села Пермского, чтобы создать город моей юности, юности целого поколения, юности страны? Пятнадцать лет прошло с тех пор. Великие и трудные годы прожило моё поколение. Новая смена молодых заступила уже моё место, и там, где была землянка, в которой когда-то я жил, построен театр или клуб инженеров и техников или аккумуляторный завод.
От поколения к поколению, подобно эстафете, передаются дела, которые начали одни, продолжают другие и завершают третьи. В этом и есть круговая порука поколений, незатихающая песня труда нашего времени. Великий Ленин в годы, когда ещё в холоде, голоде и разорении после лет гражданской войны лежала наша страна, провозвестил светлое её будущее и указал к нему пути. Он призвал молодое поколение строителей к небывалой деятельности. Он предуказал, что страна наша должна стать электрической. По его слову, на карте электрификации зажглись первые огоньки. И вот уже невиданный, осуществлённый великим его соратником - Сталиным, зажёгся свет и в казахстанских степях, и на побережье Ледовитого океана, и на далёком Амуре. Год за годом, на протяжении трёх пятилеток, загорались эти огни, преображая страну. В первых рядах строителей шёл он, молодой человек, принимая из рук отцов заветную эстафету. Пятнадцать лет Комсомольска, исполняющиеся ныне, - это праздник молодости, которой не дано стареть, её неустанного движения.
В биографиях многих тысяч в ту пору молодых строителей останется страница создания Комсомольска как лучшая страница их дел. Пятнадцать лет назад, по личному указанию товарища Сталина, начато было строительство крупного центра промышленности восточных районов страны - города на Амуре. Десять лет спустя - в годы Великой Отечественной войны - город этот давал уже стране сталь и машины. Города создавались обычно десятилетиями. Слава их, звучанье их имени в истории накапливались обычно в столетия. Комсомольск уплотнил привычные сроки истории. Он стал славен за пятнадцать лет, и слава эта завоёвана его строителями. Когда-то, в самом начале строительства города, один из создателей Комсомольска захотел записать всё, что случилось в городе в течение одного дня. Десять лет уже отделяют эту запись, но какая свежесть, какая сила движения в лаконичных строках летописца, может быть, девятнадцатилетнего юноши или девушки!
«В этот день, - записывает он, - вышел № 767 газеты «Ударник Комсомольска», закончено строительство трансформаторной подстанции на Амуре, начали строить водную станцию, гидросамолёт привёз газеты и почту; в этот день отстроилась заводская поликлиника, родилось девять детей, две тысячи человек смотрели в кинотеатре звуковой фильм «Город юности», на городской радиостанции шла передача концерта классической музыки, временная верфь приняла первый эскиз, и рабочие заложили фундаменты каменной школы и большого больничного корпуса». В конце молодой летописец добавил: «День был солнечный».
В записи этой сохранилось дыхание города, который только начали строить. Как на ранней, утренней заре ощущаешь свежесть восходящего дня, так великие труды по преображению нашей страны овеяны свежим ветром истории. Нашей молодёжи выпало счастье быть участниками этой истории. В её руках будущее родного народа. Повесть о создании Комсомольска для целого поколения юношей и девушек - та утренняя заря, когда, полный жизненных сил, приступает человек к трудовой деятельности. Всё ещё в утренней дымке, но уже поднимается солнце, и в нагромождении лесов и подъёмных кранов, среди груд кирпичей и бутового камня видит созидатель прообраз создаваемого им города.
Великое счастье осознать себя творцом этого будущего, участником творимой истории, рабочим на лесах вокруг великолепного здания и праздновать вместе с народом счастливые даты, вписанные в книгу побед и твоими, молодого строителя, трудовыми усилиями.
«И труд молодёжи в таёжные дни
Высокою песней в стране прозвенит.
И тот, кто о днях комсомольских прочтёт,
Ушедшую молодость снова вернёт...» -
написаны когда-то молодым строителем и обращены к Комсомольску эти строки.
С молодостью этой для целого поколения связаны воспоминания о том «шалаше-городе» - сборище землянок, - где жили они, первые строители, и как на месте этих землянок, в северной части города, вырос рабочий посёлок и как над Амуром - в пустынности бывшей дальневосточной окраины - зажглись огни Комсомольска.
Тот, кто участвовал в этом замечательном деле, кто с высокого берега Комсомольска в перспективе лет видел будущее Амура, разбуженные для жизни нанайские стойбища, всё великое преображение дальневосточного края, для того молодость никогда не уйдёт, какие бы годы ни прошли с того времени. И никогда не перестанет быть символом этой молодости город Комсомольск, какие бы юбилейные даты и оправлял он в дальнейшем!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.