Дорогие товарищи!
Мы постоянно чувствуем заботу о нас наших товарищей с суши, нас там помнят, а иногда и гордятся своими моряками. Но, как это ни странно, комсомольская организация и самые широкие массы молодежи недостаточно знают о жизни и быте краснофлотцев. Не только не знают, а зачастую живут ложными представлениями о нас. Всем известно, что морякам часто подражают, что среди молодежи распространен так называемый морской форс. И вот в том, в чем нам подражают, и в том, какими морскими замашками форсят на суше, сказывается, насколько застыли представления о моряке и насколько они находятся в противоречии с нашим новым бытом.
Нам известно, с каким интересом молодежь читает романтику, относящуюся к морю, с каким интересом смотрит молодняк кино - картины из жизни морских пиратов и т. д. и т. п. И вся эта романтика бывает испещрена целым рядом суеверных традиций морского быта. Живут ли эти суеверия у нас? Нет, мы, живущие на морях, давно изгнали и изгоняем остатки этого совершенно ненужного для нас старого хлама. Да и может ли новая флотская молодежь строить свой быт на суеверных представлениях о каких бы то ни было таинственных силах? Курилка умер, курилка нами похоронен в борьбе за боеспособность флота, в любви к, своему кораблю, к его точному механизму, в нашем коммунистическом воспитании. Это теперь для нас так же странно, как если бы заводская молодежь населяла свои фабрики и заводы всякой чертовщиной и за каким - либо маховиком или динамо искала спрятавшегося беса.
Уже издавна моряк представлялся как элемент «буристый». Разве не укоренилось воображать моряка апашем, разгульно живущим в портовых винных погребах? Это - о моряках вообще. Военный же моряк и по сей час кажется многим из среды нашей молодежи хулиганствующим, с финкой за поясом, с широчайшим клешем, подметающим панели улиц.
Так ли в действительности живем мы теперь?
Ведь, не один из нас, приезжая в отпуск, замечал, с каким удивлением смотрят на него встречающие, как бы спрашивая: «Как, ты без клеша?», «Где твои наколы на груди, на руках?» И нескрываемое: разочарование проступает на их лицах.
Молодежь не знает, что краснофлотец ведет борьбу с клешем, финкой и татуировкой, безобразящей тело. Не знает, поскольку с таким удовольствием форсит сейчас в городах рабочая молодежь, одеваясь в изуродованные клешем брюки, - строят «старую морячку», выражаясь по - нашему.
«Все за одного, один за всех» - очень старая поговорка. И было время, когда она особенно процветала во флоте.
«Братишки! нашего бьют», - и мигом десяток военморчиков тут как тут.
Не правда ли, славная «коллективность»! И вот настало время, когда мы - краснофлотцы - боремся с такой коллективностью. Почему так? Да потому, что это - дикая, кастовая, бессознательная коллективность. На кораблях мощь коллектива должна быть больше, чем где бы то ни было, но коллективность здоровая, сознательная, основанная на общих задачах.
«Люблю краснофлотцев, говорил один знакомый мне комсомолец, - коллективные ребята и лупят всех вместе».
Ну, уж так не любите нас, товарищи! Не родните нас с героями ночных похождений или с фашистскими дружинами.
«Уж и ухарские ребятки, смелые...» - и восхищение и гордость слышатся в этом частом восклицании наших девушек.
И действительно, в прошлом случалось - где кулаком, а где и финкой работали дружные матросики. Но плохо то, что и посейчас нас воображают такими же. Да стоит ли много расписывать! С ухарством мы боремся.
Бывалое ухарство стало для краснофлотцев позором.
Моряк - почетное имя среди молодежи. Быть моряком считается завидным: ведь во флот отбирается цвет молодых сил Республики. Но существует власть традиции, которая толкает нашу молодежь в быту заражаться именно тем, от чего сами мы давно отказались.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.