Мастерская скульптора. На стенах, на полу, на столах слепки человеческих торсов, голов, рук.
Одна из стен сплошь занята масками величайших людей нашей эпохи. Скульптор Меркуров снял гипсовые маски с Ленина, Дзержинского, Свердлова, Фрунзе. Жадно пытался скульптор запечатлеть каждую черточку этих дорогих лиц. Невдалеке от этой стены эскиз памятника 26 бакинским комиссарам. И тут же, рядом, модель Дворца советов. На вершине этой модели стоит, протянув вперед руку, Ленин.
Пять лет назад, когда был объявлен закрытый конкурс на статую Ленина для Дворца советов. скульптор С. Д. Меркуров сделал первые этюды этой статуи. Лучшие мастера скульптуры добивались чести получить заказ на ленинский памятник. Это право отдано С. Д. Меркурову, представившему в прошлом году лучший эскизный проект.
Еще в 1924 году начал С. Д. Меркуров работать над образом Ленина. Первый день этой работы запомнился ему навсегда. 30 - градусный мороз, Горки... Голова Ленина, застывшая на белой подушке.
Задолго до этого скорбного дня С. Д. Меркуров добивался возможности лепить живого Ильича, но Ленин все откладывал первый сеанс: не было времени.
- Вот когда вам пришлось встретиться с Ильичом, - тихо сказала Надежда Константиновна Крупская скульптору, когда он накладывал гипс на крутой лоб Ленина...
С этого дня Ленин стал главной творческой темой С. Д. Меркурова. Бесконечное число раз лепил он фигуру Ильича, пытаясь найти в каждом случае новую форму для выражения сущности Ленина. За эти годы С. Д. Меркуров создал множество ленинских бюстов, скульптур, памятников.
И в каждой работе Меркуров стремился все к большей монументальности. Скульптор создал памятник Ленину в Твери, статую Ленина - мыслителя для Музея Ленина и, наконец, 30 – метровые фигуры Ленина и Сталина для канала Волга - Москва.
12 - летняя работа над образом Ильича легла в основу грандиозного памятника Ленину. Если всмотреться в скульптурные эскизы, загромождающие полки и столы мастерской, то повсюду вы увидите Ленина.
- У меня тут собрана целая армия Лениных, - говорит улыбаясь С. Д. Меркуров.
И вот результат этого многолетнего, упорного труда - фигура Ленина с протянутой рукой.
В этой фигуре С. Д. Меркуров выражает целеустремленность, динамичность Ленина. Задача художника - воплотить в скульптуре народное восприятие Ленина - человека революционного действия. Порыв в будущее - вот по какому мотиву строил свою грандиозную скульптуру С. Д. Меркуров.
Он поставил себе задачу большой трудности - дать простой, четкий силуэт Ленина на фоне неба.
- Вы спешите, - говорит он, - у вас нет времени, но, проходя мимо Дворца советов, вы невольно запомните возвышающийся над вами силуэт вождя. Вы должны запомнить этот силуэт навсегда.
По первому проекту архитекторов, высота статуи Ленина не должна была превышать 75 - 80 метров. После долгих исканий С. Д. Меркуров нашел единственно правильный размер статуи, гармонически сочетающийся с высотой здания. Он работал с моделями, уменьшенными в 200 раз. Он создавал скульптурное изображение высотой в 75 метров, 80, 90, 100, 120 метров и, наконец, нашел единственно верный размер. Общая высота здания Дворца советов 420 метров. 100 метров этой высоты отданы памятнику Ленина. Это будет памятник, величайший в мире. Высота самой крупной скульптуры древнего мира - Колосса Родосского - 30 метров.
Современные крупнейшие памятники не превышают своей величиной Колосса Родосского. Памятник Ленину на Дворце советов будет в 3 раза выше самых грандиозных статуй, когда - либо воздвигнутых на земле.
Размеры отдельных частей этого величайшего памятника: указательный палец Ленина будет величиной в 4 метра, объем груди - 32 метра, голова Ильича - диаметром в 14 метров. Сложность работы заключается в том, что нельзя механически увеличить полуметровую модель в 200 раз. С увеличением масштаба скульптуры возникает необходимость разработки совершенно новых деталей, деталей, которые были не нужны в меньших моделях. Поэтому дальнейшая работа будет идти таким образом: эскиз увеличивается сначала до 1 метра, затем до 2%, до 5, 10 и, наконец, до 20 метров. 20 - метровый эскиз позволит С. Д. Меркурову и бригаде скульпторов, работающих с ним, подойти к разрешению основной задачи - 100 - метровой фигуры.
Эта работа еще впереди, но главное уже сделано - найден простой и сильный образ Ленина.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.