Некрасов и царская цензура

В Евгеньев-Максимов| опубликовано в номере №301, январь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Некрасов, жертвуя своим самолюбием, попробовал воздействовать на Григорьева, написав ему письмо, но оно осталось безрезультатным. «Пир» был напечатан уже после смерти поэта, причем первое его издание вышло в 1879 году нелегально, отдельной брошюркой.

Ни «Размышлений у парадного подъезда», ни «Рыцаря на час», ни «Орины, матери солдатской», ни «Железной дороги» Некрасов не смог напечатать сразу. «Размышления» были написаны в 1858 году, а появились на страницах собрания стихотворений Некрасова лишь в 1863 году, да и то после того, как Герцен, напечатав это стихотворение в «Колоколе» (1860 год, номер от 15 января), дал ему широчайшую популярность. «Железная дорога», написанная в 1864 году, была напечатана лишь в конце следующего года («Современник» за 1865 год, № 10), причем «Современник» заплатил дорогой ценой за напечатание этого стихотворения: на основании нового, только что введенного в действие закона о печати, журналу было объявлено предостережение. Не даром Некрасов столь скептически относился к этому якобы либеральному закону о печати и столь остроумно и язвительно «воспел» его в своих несравненных «Песнях о свободном слове».

Самой обычной формой цензурного нажима на Некрасова являлись насильственные изъятия из текста многих стихотворений наиболее ярких, наиболее острых в политическом отношении строф.

Так, ни в одном из изданий, вышедших при жизни Некрасова, мало того, ни в одном из дореволюционных изданий в тексте стихотворения «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» не печатались следующие стихи:

«... Вот памятное место:

Тут славно мужики расправились с одним...

« - А что?» - «Да сделали из барина - то тесто».

« - Как тесто?» - «Да в куски живого изрубил

Один мужик... попал такому в лапы...»

«За что же?» « - Да за то, что барин лаком был

На свой, примерно, гвоздь чужие вешать шляпы».

« - Как так?» « - Да так, сударь, чуть женится мужик,

Веди к нему жену; проспит с ней перву ночку,

А там и к мужу в дом... да наш народец дик,

Сначала потерпел - не всяко лыко в строчку, -

А после и того...»

Из текста стихотворения «Саша» цензура выбросила яркое четверостишие:

«В ком не воспитано чувство свободы,

Тот не займет его. Нужны не годы,

Нужны столетья, и кровь, и борьба,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены