Некрасов, жертвуя своим самолюбием, попробовал воздействовать на Григорьева, написав ему письмо, но оно осталось безрезультатным. «Пир» был напечатан уже после смерти поэта, причем первое его издание вышло в 1879 году нелегально, отдельной брошюркой.
Ни «Размышлений у парадного подъезда», ни «Рыцаря на час», ни «Орины, матери солдатской», ни «Железной дороги» Некрасов не смог напечатать сразу. «Размышления» были написаны в 1858 году, а появились на страницах собрания стихотворений Некрасова лишь в 1863 году, да и то после того, как Герцен, напечатав это стихотворение в «Колоколе» (1860 год, номер от 15 января), дал ему широчайшую популярность. «Железная дорога», написанная в 1864 году, была напечатана лишь в конце следующего года («Современник» за 1865 год, № 10), причем «Современник» заплатил дорогой ценой за напечатание этого стихотворения: на основании нового, только что введенного в действие закона о печати, журналу было объявлено предостережение. Не даром Некрасов столь скептически относился к этому якобы либеральному закону о печати и столь остроумно и язвительно «воспел» его в своих несравненных «Песнях о свободном слове».
Самой обычной формой цензурного нажима на Некрасова являлись насильственные изъятия из текста многих стихотворений наиболее ярких, наиболее острых в политическом отношении строф.
Так, ни в одном из изданий, вышедших при жизни Некрасова, мало того, ни в одном из дореволюционных изданий в тексте стихотворения «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» не печатались следующие стихи:
«... Вот памятное место:
Тут славно мужики расправились с одним...
« - А что?» - «Да сделали из барина - то тесто».
« - Как тесто?» - «Да в куски живого изрубил
Один мужик... попал такому в лапы...»
«За что же?» « - Да за то, что барин лаком был
На свой, примерно, гвоздь чужие вешать шляпы».
« - Как так?» « - Да так, сударь, чуть женится мужик,
Веди к нему жену; проспит с ней перву ночку,
А там и к мужу в дом... да наш народец дик,
Сначала потерпел - не всяко лыко в строчку, -
А после и того...»
Из текста стихотворения «Саша» цензура выбросила яркое четверостишие:
«В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займет его. Нужны не годы,
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
День в центральном музее В. И. Ленина