Депутат Верховного Совета РСФСР, член - корреспондент Академии наук СССР
Наша молодежь вместе со всем советским народом торжественно отпраздновала XXI годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. С горячим сыновним чувством отметило подрастающее поколение Страны советов эту знаменательную годовщину. Партия и правительство дали нашей молодежи счастливую юность, предоставили ей огромные возможности, для того чтобы она наилучшим образом развила все свои силы, все свои способности. И молодежь стремится стать достойной своей родины!
Не даром из ее среды вышло столько замечательных людей, столько пламенных патриотов социалистического отечества, которых горячо любит и которыми гордится вся страна.
Одним из показателей, по которым можно судить о современной советской молодежи, о ее культурном росте, о ее продвижении вперед, является, несомненно, качество пополнений, получаемых ежегодно высшими учебными заведениями. Нужно сказать, что между молодежью, пришедшей в вузы в 1938 году, и приемом, скажем, 1933 года разница огромная.
Мне пришлось дважды (в 1936 - 1937 году и в 1938 году) читать в Московском государственном университете курс интегральных уравнений. Раньше мне при этом приходилось во время лекций целый ряд вычислений проделывать на доске, так как иначе студенты меня бы попросту не поняли. Теперь же некоторые из этих вычислений я произвожу в уме - и студенты отлично понимают меня и поспевают за мной. Это свидетельствует о том, что подготовка молодежи за последние годы значительно улучшилась.
Исключительно важную роль в улучшении работы школы сыграли разгром вражеских гнезд в наркомпросах и разоблачение горе - экспериментаторов, которые пытались калечить молодежь своими нелепыми, вредными выдумками. Учащиеся избавлены от пресловутого «лабораторного метода» и прочих антинаучных затей, которые усердно насаждались в школе врагами народа и их пособниками.
Известно, какое большое, даже решающее значение имеет для правильной постановки учебы хороший учебник. Не могу, к сожалению, сказать, чтобы и сейчас в этом отношении все обстояло благополучно. Прежним наркомпросовским работникам удалось выпустить немало негодных, халтурных учебников. Взять хотя бы возмутительно безграмотный учебник геометрии Гурвица и Гангнуса, который одно время был даже признан стабильным. Теперь этот «учебник» изъят.
Недавно мне пришлось ознакомиться с некоторыми учебниками по физике и химии, предназначенными для средней школы. Учебник химии профессора Верховского несколько десятков лет назад был бы совсем неплохим пособием для учащихся. Но для нашего времени он уже непригоден, так как почти все развитие химии после Менделеева в этом учебнике фактически игнорируется. Аналогичное положение мы имеем с учебником физики Фалеева и Перышкина.
Нам необходимы учебники, находящиеся на уровне современной науки, и такие пособия школа уже начинает получать. Превосходным примером учебников такого рода является курс Истории СССР, составленный под редакцией профессора А. В. Шестакова.
Не может быть никаких сомнений в том, что советская школа, значительно улучшившая свою работу, с каждым годом будет давать все лучшие выпуски. Тяга к науке, к знаниям у молодежи колоссальная - дело лишь за ее удовлетворением. Лично я мечтаю о том времени, когда в средней школе начнут преподавать даже элементы высшей математики (анализ бесконечно малых, начатки дифференциального и интегрального исчисления и т. д.), и я твердо убежден, что время это не за горами.
Заметно растут в нашей стране молодые научные кадры. Это относится ко всем наукам, в том числе и к математике.
Здесь необходимо сделать одну оговорку. Математические способности проявляются обычно рано: в этом отношении математика, как это ни странно на первый взгляд, сходна с музыкой. Поэтому, например, мое поколение (мне сейчас 30 лет) причислять к молодым ученым было бы не совсем правильно.
Кого же можно назвать из молодых математиков? Всех я здесь, конечно, назвать не смогу, укажу лишь на некоторых. Совсем недавно блестяще защитили в Ленинграде диссертации по гидродинамике тт. Донов и Булинский. Весьма интересные результаты по теории вязко - пластических сред у тов. Ильюшиной (Москва). Отлично работают в области функционального анализа москвичи Диткин, Шин, харьковчанин Левитан. Эти молодые ученые не только «подают надежды», но уже обогатили науку ценными трудами.
Среди значительных и памятных событий этого года одним из наиболее значительных и памятных было выступление товарища Сталина в Кремле на приеме работников высшей школы. Замечательная речь вождя воодушевила все поколения людей науки. Для молодых научных работников эта речь явилась могущественным стимулом: она ярко показала, какие огромные задачи предстоит нам решать и как велико доверие, оказываемое молодым научным силам большевистской партией. « После речи товарища Сталина у всех нас - какого бы возраста мы ни были - стало совсем иное отношение к своей собственной работе: все время напоминаешь себе, что слишком замыкаться в свою ученую «СКОРЛУПУ» не следует.
Как известно, такое стремление - замкнуться в «скорлупу» - было довольно широко распространено среди «жрецов науки». Приятно поэтому отметить, что у подавляющего большинства молодых советских математиков стремления этого не замечается. Наряду с разработкой абстрактно - теоретических разделов математики (которая непременно должна вестись, так как математическая теория должна двигаться вперед) молодые наши ученые работают над проблемами, имеющими непосредственно практическое значение для нашей промышленности, для обороноспособности нашей родины. Они разрабатывают, к примеру, различные проблемы гидродинамики, теорию колебаний крыла самолета и так далее.
Такое сочетание теории и практики идет, безусловно, на пользу и теории и практике. Человек, работающий таким образом, и в чисто теоретической области не станет заниматься формальными «штучками», а обратит свои силы на разрешение задач, имеющих действительно важное значение для развития науки.
Уменье соединять в своей работе теорию и практику должно отличать всех наших работников, на каком бы участке строительства они ни находились. Нам нужны инженеры, которые живую, практическую сноровку, живой, практический опыт соединяли бы с широким теоретическим кругозором. В прошлом инженерами такого типа были профессор Н. Е. Жуковский, профессор В. В. Кирпичев (отец) и другие. Есть такие инженеры и у нас, и число их растет с каждым годом, но все же чувствовать себя удовлетворенными мы еще не можем.
Инженерно - технические кадры призваны в нашей стране возглавить стахановское движение. Передовики социалистической промышленности, социалистического сельского хозяйства ломают старые нормы, устанавливают новые показатели производительности труда, дают образцы овладения техникой. Самый характер труда в нашей стране уже изменился и продолжает меняться у нас на глазах. Расчет на грубую, мускульную силу постепенно отпадает; на первый план выступает интеллигентность рабочего, его знание сложной современной техники, его сообразительность, его инициатива. Стахановский труд - это труд творческий. Для того чтобы достойно руководить стахановским движением, нужно быть очень хорошо вооруженным и теоретически и практически. Какой тут простор открывается перед инженерной молодежью, сколько возможностей для всестороннего выявления всех своих сил, всех своих талантов!
Мне не хотелось бы, однако, чтобы меня поняли так, будто я призываю молодых людей стать обязательно инженерами. Любая профессия окружена у нас почетом, на любом поприще можно сделать очень много. Было бы лишь желание! В этой связи нужно упомянуть о том, что молодежь наша еще не уделяет достаточного внимания педагогике и медицине, а между тем - мне пришлось убедиться в этом в моей депутатской работе - учителей и врачей у нас все еще не хватает. С этим мириться, конечно, нельзя. Забота о здоровье народа и воспитание новых поколений строителей социализма - что может быть увлекательнее и важнее!
Во всяком деле самое главное, самое основное - это честное, внимательное, любовное, вдумчивое, творческое отношение к тому, что ты делаешь. Когда есть подлинно советское, подлинно большевистское отношение к работе, то успех ее обеспечен. Дерзание, основанное на изучении, творчество, основанное на науке, не могут не дать своих замечательных результатов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.