Ответы на анкету журнала «Анкета»

опубликовано в номере №210-211, декабрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

М. Колосов

1. Трудно в анкетном порядке указать все причины этого факта, но одна из непосредственных причин та, что большинство советских писателей еще не отрешилось от ходячего представления, будто поле деятельности комсомола, содержание и формы его работы, возрастной состав его членов не дают материала для глубоких художественных обобщений.

Значительное же количество пролетарского писательского молодняка находится еще на таком низком художественном и идейном уровне, настолько чувства, вызванные в нем эпохой небывалого социалистического строительства еще не перешли в сознание - без чего немыслимо создание широких обобщений, - что в результате произведения их о комсомоле не дают всей полноты, всего многообразия типов, характеров, всего своеобразия происходящих в комсомоле процессов роста, коммунистического воспитания того огромного и разнообразного сплава юношества из среды рабочего класса, различных слоев крестьянства, мелкой трудовой интеллигенции, кустарей и т. д., которые под руководством партии, трудясь, учась, борясь, организуя, сплачивая, по капле выдавливая из себя рабов, стоя еще по колено в грязи, помогают партии и рабочему классу строить социализм.

2. Вопросы быта - это те первые узкие места, на которые наталкивается молодежь в своем стремлении построить новые отношения между людьми. При отсутствии жизненного опыта, слабости мировоззрения, эти вопросы создают целый ряд трагических конфликтов в среде молодежи.

Брать эти вопросы оторвано от всей социальной практики значит не только не способствовать их разрешению, но зачастую, как это имело место в ряде произведений молодых и старых писателей, играть на больных для молодежи вопросах, усиливать нездоровые настроения.

Отметая тех бездарных пошляков, которые просто устремились в эти темы с явной выгодой для своего кармана и спекулятивного разжигания собственной популярности (низкое качество их произведений отсюда очевидно), слабость произведений этого рода следует объяснять убогостью мировоззрения молодых писателей, шедших в своем творчестве эмпирическим или электрическим путем и не сумевших, не нарушая прав действительности, подняться до глубоких обобщений.

Хуже всего то, что писатели часто даже не считают это своим недостатком; они на диспутах и в предисловиях заявляют: «Наше дело разворошить, показать, заставить задуматься». Но они не понимают, что, сужая таким образом свою роль, они рисковали фотографировать те сумбурные житейские разрозненные явления вне их связей и опосредствовании, над которыми и без них еще сильнее заставляла задумываться сама жизнь.

3. Вопросы жизни и борьбы трудящейся молодежи есть основная тема моего творчества. Трудности, которые я испытываю, заключаются главным образом в том, что я хочу, пытаюсь осмыслить эти вопросы во всей их сложности, разоблачая поверхностные житейские представления. Это можно сделать, выработав такой метод творчества, в котором особенно силен был бы элемент мировоззрения. Если взять для примера писателей прошлого, работавших над молодежной тематикой, с одной стороны - Толстого, Флобера, Чехова, Тургенева, а с другой - Чирикова, Арцыбашева, Чарскую, находившихся в пределах одного класса (несмотря на отличие социальных оттенков этого класса), но что самое главное - на различных ступенях, на различном уровне его мировоззрения, то я предпочитаю первых вторым.

4. Необходимо созывать периодические рапповские производственные совещания писателей, работающих на молодежной тематике, где настойчиво разъяснять необходимость разрабатывать эту тематику на уровне идей Маркса - Ленина - Сталина, борясь со спекуляцией, упрощенчеством и вульгаризацией, чтобы произведения, созданные на этом материале, были достойны ленинского комсомола, в своей практике показавшего себя лучшим помощником, не имеющего себе равной в истории человечества ленинской партии.

Именно потому, что молодежь, воспитываемая ленинским комсомолом представляет собой нечто новое, качественно отличное от Базаровых, Кирсановых, Иртеньевых, и Ванею Жуковых - меньше всего она нуждается в том, чтобы истерически кадить ей, лакировать ее или изображать ее упрощенно - схематическим и эмпирическим путем, никак не помогающим ей в ее борьбе.

Литературные органы ВЛКСМ должны установить теснейшую связь с литературными ячейками РАПП, активизировать внимание писателей к молодежной тематике, одновременно борясь за высокий идейный и художественный уровень произведений, участвуя в воспитательной работе путем помещения на своих страницах соответствующих критических статей.

Печатание лучших произведений, индивидуальная работа с талантливыми молодыми писателями, призванными в литературу, активизация внимания комсомольской общественности вокруг этих вопросов будут способствовать тому, чтобы молодые писатели не отрывались от комсомольского коллектива и в то же время не перегружались работой в ячейке, чтобы на их работу комсомол смотрел как на общественно - полезное для комсомола дело а не как на праздное, никчемное занятие.

Ю. Лебединский

1. Объясняется это общим отставанием пролетарской литературы от задач, которые ставит перед ней пролетарская революция. Думаю, что преодоление этого отставания пролетарская литература должна начать с показа ленинского комсомола.

2. Объясняется это низким уровнем марксистского мировоззрения тех пролетарских писателей, которые брали молодежную тематику.

3. Да. Я предполагаю написать пьесу, в которой несколько главных ролей предназначается комсомольцам в борьбе за промфинплан.

4. ВЛКСМ и РАПП совместно должны поставить задачу большевистского воспитания того комсомольского пополнения, которое дает призыв ударников в литературу. Литературные органы ВЛКСМ должны при содействии РАПП организовать литературные консультации творчества молодых ударников, рецензировать все то, что появляется в печати, написанное молодыми ударниками, помогать самообразованию, как общеполитическому, так и литературному.

В. Ставский

На Первый вопрос ответить затрудняюсь. Вообще - не сумею исчерпывающе высказаться по вопросам, поставленным в анкете.

Причины: два почти года торчу на хозполиткампаниях в кубанских станицах (с небольшими перерывами), с литературой о комсомоле знаком мало. При огромном, совершенно нетерпимом отставании нашей критики, особенно - библиографии просто не знаю о том новом, бесспорно многочисленном талантливом ряде молодежных писателей, которые может быть написали и уже наверняка пишут о комсомоле прекрасные произведения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены