- Время праздновать сейчас холи, но что-то о празднике ничего не слышно.
- Какое тут холи, когда едва удаётся не умереть с голоду! - ответил Харихар. - Ну, а как твои дела?
- Мои дела? Да так, что и жить вовсе не стоит! Работая весь день на фабрике, я получаю деньги, которых не хватает даже на то, чтобы растопить свой очаг. Везёт же этому Будду! Он не знает, куда деньги девать. Устроил себе новый дом и ещё прикупил овец. Только, и разговоров у нас сейчас в деревне, что об его новоселье. Гостей пригласил из семи деревень.
- Обычно, когда Лакшми нисходит к кому-либо, человек не только богатеет, но и помогает другим, - ответил Харихар. - А посмотри-ка на Будду. Он задирает нос всё выше и не может слова сказать без чванства.
- Почему бы ему и не чваниться? - ответил Джингур. - Кто в деревне может теперь тягаться с ним? Но всё же, приятель, суждено ли этому и дальше так продолжаться?
- К чему ты ведёшь речь? Или ты хочешь моей помощи? - опросил Харихар.
- Но что ты можешь сделать? Ведь из одной боязни тебя он даже и коров не держит. Ты должен составить такой план, выполнив который, мы не только разорим его, но не дадим ему возможности снова оправиться.
Дальше разговор у них продолжался шопотом.
Замечательно, что, в то время как порядочные люди часто ссорятся, жулики прекрасно ладят между собой. Мудрецам, святым и поэтам достаточно взглянуть друг на друга, чтобы заболеть от зависти. Они предпочитают даже не встречаться. Стоит какому-нибудь пандиту упасть и разбиться, другой пандит не только не поможет ему подняться, а ещё пихнет его ногой. Но стоит вору встретить другого вора в нужде, он всегда поможет ему. Все мы ненавидим зло, и грешным поэтому приходится держаться друг за друга. Все мы восхваляем добро - и что же? - праведные только ненавидят друг друга. Если один жулик вздумает побить другого, что он от этого выгадает? Зато стоит одному мудрецу посрамить другого, и он легко может добиться славы.
* * *
На следующий день Джингур зашёл к Будду.
- Здорово, брат, - окликнул тот его. - Разве ты сегодня не выходишь на работу?
- Как раз туда и собираюсь, - ответил Джингур. - Я зашёл попросить тебя пустить мою тёлку пастись с твоими овцами. Бедняжка еле жива, оставаясь всё время без корма на привязи.
- Ты же знаешь, - сказал Будду, - что я не пасу коров со своими овцами. Эти дубильщики - такие негодяи. Харихар ухитрился погубить двух моих коров. Не пойму только, чем он их накормил. Впрочем, одной твоей тёлке вряд ли кто причинит вред. Ладно, приводи её.
Когда Джингур вернулся после трудового дня домой, он первым делом отвёл к Будду свою тёлку.
В эту ночь в доме Будду готовились к новоселью. Брамины совершали подобающие случаю церемонии, и для «их было заготовлено немало различных яств. Праведные брамины прибывали в дом всю ночь, их надо было встречать с почётом, и хозяин не имел никакой возможности присмотреть за своим стадом. Утром пришёл неизвестный человек и сказал:
- Пока ты здесь сидишь, Будду, в твоём стаде подохла на привязи тёлка. Она была, по-видимому, слишком туго привязана и задоилась.
Когда Будду услышал слова незнакомца, ему показалось, что кто-то ударил его по голове. Джингур, который задержался у Будду после празднества, заметил:
- Это, наверное, моя тёлка. Я привёл её в стадо и вернулся домой. Как же вышло, что ты её привязал?
- Видит бог, мне даже не довелось взглянуть на её привязь, - отвечал Будду. - Я не выходил к овцам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О чём рассказывает академик И. Мещанинов
К тридцатилетию со дня смерти В. И. Сурикова