В редакцию «Смены» поступает много писем, которые содержат в себе всевозможные бытовые вопросы, требующие разъяснения. Большинство вопросов затрагивает производственный и коллективный быт, организацию досуга, планирование личной жизни и т. д. и т. п.
То, что раньше волновало умы сотен и тысяч комсомольцев, теперь вызывает улыбку на лицах молодежи. Совершенно исчезли такие вопросы, как например: «Можно ли комсомолкам пудриться и красить губы?», «Можно ли комсомольцу носить галстук?» и т. д.
Ответы на эти вопросы теперь ясны. Однако в области брака и взаимоотношений полов есть, еще очень много болезненных явлений, ошибочных толкований, проявлений буржуазных тенденций. Об этом свидетельствуют (многочисленные письма в бытовую консультацию «Смены». И хотя эта вопросы не валяются центральными для современной рабочей и трудящейся молодежи, обходить их молчанием тоже не следует. Мы должны бороться со всякими искривлениями в этой области на современном этапе, тем самым воспитывая молодежь в социалистическом духе. И прежде всего это нужно делать в случаях конкретного проявления таких ошибок на практике.
Поэтому мы подробно отвечаем на письмо т. Федотовой (Ялта, Крым). Она пишет:
«Этот вопрос меня настолько волнует, что я решила обратиться к вам за советом.
Недавно в разговоре со мной комсомолец Н. обвинил меня в том, что я мещанка и поклонница платонических переживаний. Я не умею изложить всего этого в другой форме, поэтому передам вкратце наш разговор.
- Я хочу положить этому конец, - заявил он мне. - Два года я тебя любил, полгода тебя не было - училась. Я ждал. Скоро опять уедешь. Я хочу, чтобы ты была моей женой.
- Ну что же, - говорю я, - время действительно настало. Перебирайся к нам или я к тебе...
- Нет, нет, - поспешил прервать он. - Зачем... жить вместе?.. Давай так... понимаешь?.. Так...
- Почему же? - говорю я. - Разве мы не можем создать семью и воспитать своих детей?
- Но видишь ли, я ведь вообще не верю в брак; он не долговечен. Сегодня сошелся, завтра разошелся... Да к тому же ты на учебе. Как - то не вяжется...
- Странно. Ведь ты два года знаешь меня и уверен, что через месяц обязательно разойдемся?
- Но ведь ты учишься - уедешь. Да и вообще еще рано...
- Тогда вообще рано жениться...
- А, да ну тебя, - зло заговорил он, - ты омещанилась и носишься с какими - то платоническими переживаниями. Комсомолка - стыдно...
- У меня нет никаких платонических переживаний, у меня есть только стремление к здоровой половой жизни и семье. Я хочу быть здоровой матерью - комсомолкой».
Если подойти к вопросу т. Федотовой без особо долгих рассуждений, можно сказать коротко, что мещанские и даже буржуазные взгляды на половой вопрос высказал именно комсомолец Н.
Но вряд ли таким ответом будет удовлетворена Федотова и в Особенности ее «собеседник».
Постараемся доказать ему и его единомышленникам ошибочность таких взглядов на брак, а следовательно на семью.
Постановка этого вопроса у комсомольца Н. по существу ничем не отличается от нашумевшей в первые годы нэпа и осужденной всей пролетарской общественностью теории «стакана воды». Эти «водяные теоретики» утверждали, что при коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность будет так же просто и незначительно, как выпить стакан воды.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.